Публикации

К. У. Черненко: Руководящая роль В. И. Ленина и КПСС в разработке основополагающих документов государственного строительства

Ноябрь 1973 г.

РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ В. И. ЛЕНИНА И КПСС
В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из статьи,
опубликованной в журнале
«Вопросы истории КПСС»
№ 11, 1973 год

В процессе руководящей и направляющей деятельности Коммунистическая партия, созданная В. И. Лениным, разработала многие важнейшие документы, ставшие историческими вехами на пути борьбы нашей партии и миллионных масс трудящихся за построение нового общества.

Три Программы партии и ее Уставы, решения партийных съездов, конференций и пленумов ЦК партии, директивы по хозяйственным и другим вопросам являются бесценным теоретическим и идейным вкладом в марксизм-ленинизм, богатейшей сокровищницей знаний, обобщенного опыта нашей партии и народа. В. И. Ленин всегда придавал первостепенное значение программным документам. Он говорил: «Без программы партия невозможна, как сколько-нибудь цельный политический организм, способный всегда выдерживать линию при всех и всяких поворотах событий». В своих документах партия определяет главные направления на пути к коммунизму, показывает методы и средства решения сложнейших задач политического, социально-экономического и культурного развития советского народа.

Важнейшими по своему значению документами современной эпохи, в разработке которых проявились ленинский гений, мудрость партии в обобщении и анализе социально-экономических процессов, являются советские конституции. В них закреплены великий революционный подвиг нашего народа, его всемирно-исторические достижения, определившие знаменательные этапы развития первого в мире социалистического государства и общества.

«Партия Ленина, ее коллективный разум и непреклонная воля, ее организующая и направляющая роль — вот та сила, которая подготовила создание великого Союза Советских Социалистических Республик, руководила его развитием на протяжении полувека, уверенно ведет его вперед»,— говорил в докладе на торжественном заседании, посвященном 50-летию образования Союза ССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев.

История становления и развития советского общества показывает, что создание советских конституций явилось результатом большой научной, творческой деятельности В. И. Ленина, всей партии, опиравшейся на поддержку, богатый опыт, мудрость широких трудящихся масс.

В настоящей статье ставится задача осветить руководящую и направляющую деятельность В. И. Ленина и КПСС в научной разработке и создании советских конституций — основополагающих документов в строительстве нашего социалистического многонационального государства. Статья не претендует на подробное изложение затрагиваемых вопросов. В ней освещаются лишь некоторые стороны этой большой и важной темы, а также рассматриваются новые документы, впервые используемые в печати.

 

* * *

Первые конституции РСФСР и других советских республик, Конституция СССР 1924 года явились итогом первых лет социально-экономических преобразований, осуществленных в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Эти конституции стали прочной правовой основой власти трудящихся, государственной законодательной деятельности, направляющей роли партии по руководству советским обществом.

В конституциях отразилась неразрывная связь теоретической мысли и практической деятельности партии и всего советского народа в процессе осуществления глубочайших социально-экономических преобразований на пути создания нового общества.

Первые советские конституции были разработаны под руководством и при непосредственном участии В. И. Ленина, они воплотили в себе ленинские идеи о диктатуре рабочего класса, функциях пролетарского государства, Советов, о руководящей роли партии. В них нашли закрепление основы советского законодательства, революционные декреты и установления, отражающие коренные интересы рабочего класса и трудового крестьянства. В опубликованном в «Правде» 7(20) ноября 1917 года обращении ко всем членам партии и ко всем трудящимся классам России ЦК РСДРП(б) отмечал: «Мы твердо стоим на принципе Советской власти… Пусть же будут спокойны и тверды все трудящиеся! Наша партия, партия советского большинства, стоит дружно и сплоченно на страже их интересов…»

После установления Советской власти Владимир Ильич Ленин придавал большое значение выработке Конституции Советского государства как обобщенному итогу политического и социально-экономического развития нового общества. Несмотря на сложные внутренние и международные условия, в которых шел процесс формирования Советского государства, вождь нашей партии рассматривал задачу выработки и принятия Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики как одну из важнейших.

Спустя два с половиной месяца после победы Октября собравшийся в январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов провозгласил, что РСФСР учреждается «на основе добровольного союза народов России, как федерация советских республик этих народов». Заслуга в открытии и обосновании нового, социалистического типа федерации, которая явилась формой государственного устройства многонациональной страны, принадлежит В. И. Ленину. III съезд Советов поручил Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов разработать основные положения Конституции Российской Федеративной Республики для внесения на следующий съезд Советов.

ВЦИК приступил к работе над Конституцией, положив в ее основу «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанную В. И. Лениным и утвержденную на III Всероссийском съезде Советов, и другие документы партии.

Ставя задачу разработки первой Конституции, партия исходила из ленинского положения о том, что Конституция — Основной Закон государства — должна законодательно закрепить уже достигнутое, завоеванное трудящимися массами в процессе революционной борьбы и социально-экономических преобразований. В этом отношении она отличается от программ и директив партии, которые намечают, определяют задачи социально-экономического развития на предстоящий период, на будущее.

Первая Конституция РСФСР 1918 года должна была законодательно закрепить величайшее, поистине историческое достижение трудового народа России, завоеванное под руководством Коммунистической партии в Октябре 1917 года,— создание государства диктатуры пролетариата, регулирующего всю деятельность общества, всех граждан на новых классовых принципах.

Теоретическую основу первой Советской конституции, которая вырабатывалась при непосредственном участии В. И. Ленина, составили положения марксизма, развитые и обогащенные В. И. Лениным с учетом революционного опыта российского пролетариата, накопленного в ходе трех революций и в первые месяцы диктатуры пролетариата.

В таких работах, как «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», и других В. И. Ленин предельно четко сформулировал политику партии в вопросах о государственной власти, аграрном, национальном и в ряде других. Только в период с 1893 года по июнь 1907 года В. И. Ленин написал 12 работ, специально посвященных национальному вопросу или его отдельным аспектам, а с июня 1907 года по март 1917 года — более 60 таких работ. Во многих документах партии сформулировано отношение коммунистов к социальным проблемам рабочего класса, трудового крестьянства, всех угнетенных масс. Положения, содержащиеся в трудах В. И. Ленина, в решениях партии, явились основной, стержневой частью Конституции Советского государства.

Анализ документов, раскрывающих историю подготовки и принятия Конституции Советского государства, показывает, что она являлась результатом настойчивой, кропотливой, многосторонней деятельности вождя трудящихся В. И. Ленина.

По инициативе В. И. Ленина и рекомендации пленума ЦК РКП(б) (март 1918 г.) 1 апреля была образована Конституционная комиссия ВЦИК. Она работала под председательством Я. М. Свердлова. Подготовка проекта Конституции проходила в условиях чрезвычайно острой и принципиальной идейно-теоретической борьбы В. И. Ленина и его соратников против сторонников различного рода антимарксистских концепций, которые выдвигались входившими в комиссию левыми эсерами, максималистами, «левыми коммунистами» и др. Борьба шла вокруг коренных вопросов: о диктатуре пролетариата, демократическом централизме, пролетарском интернационализме и об основных началах федеративной организации многонационального пролетарского государства.

19 апреля 1918 года большевистский проект «Общих положений Конституции РСФСР» был принят Конституционной комиссией и передан для ознакомления членам ЦК РКП(б). В. И. Ленин, указывая на важность и неотложность подготовки текста Конституции, вместе с тем советовал не проявлять чрезмерной торопливости, все тщательно взвесить и для более всесторонней подготовки документа передать проект для обсуждения на местах. Замечания В. И. Ленина на полях текста, поправки, дополнения, советы членам Конституционной комиссии, записки членам ЦК и отдельным работникам партийного и советского аппарата по вопросам Конституции свидетельствуют о его глубоком научном подходе и высокой требовательности к подготовке этого документа.

В. И. Ленин постоянно интересовался состоянием этой работы. В июне 1918 года он получил замечания Народного комиссариата юстиции на опубликованный в газете «Известия» проект Конституции РСФСР. В замечаниях отмечалось, что проект, представленный комиссией ВЦИК, еще недостаточно подготовлен по форме и содержанию. В замечаниях, в частности, указывалось: «Первая Конституция первой Советской Социалистической Республики имеет важность не только для нас, но для всего мира. Она должна оказать громадное агитационное влияние и быть историческим памятником первого разряда. Ее немедленно переведут для наших товарищей всех стран и народов, которым она послужит первым образцом». В. И. Ленин придал большое значение этим замечаниям Наркомюста и направил их в ЦК РКП(б).

Окончательная разработка проекта Конституции была возложена на особую комиссию ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. Деятельность комиссии ЦК имела огромное значение для всего содержания первой Советской конституции. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции РСФСР в качестве ее вводного раздела была включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», добавлена статья о гарантии полного равноправия национальностей и рас в Советской республике, разработан раздел о демократических правах и свободах трудящихся граждан Советской республики и сделан ряд других дополнений и уточнений, имеющих принципиальный характер. В. И. Ленин внес также предложения об устранении противоречий, неясностей и неточностей в тексте и заново сформулировал некоторые пункты. Так, в наброске 20-го пункта второго раздела Конституции РСФСР, написанном В. И. Лениным в начале июля 1918 года, было отмечено: «РСФСР признает полное гражданское и политическое равноправие иностранцев трудящихся, занимающихся производительным трудом на территории Республики, с российскими гражданами».

После тщательной доработки, учета мнений местных организаций Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов. Социалистическая федерация, выражающая глубокие жизненные интересы трудящихся всех наций страны, стала законом государственной жизни. Конституция РСФСР закрепила завоевания российского пролетариата, вставшего на путь построения социалистического общества.

Выступая на митинге в Хамовническом районе 26 июля 1918 года, В. И. Ленин отмечал, что «Советская конституция, создававшаяся, подобно Советам, в период революционной борьбы,— первая конституция, провозгласившая государственной властью — власть трудящихся, устранившая от прав эксплуататоров — противников строительства новой жизни. В этом главном ее отличии от конституций других государств и есть залог победы над капиталом».

Под руководством Коммунистической партии были выработаны и приняты конституции УССР, БССР и других советских республик.

Конституция РСФСР явилась прологом к созданию конституций других братских республик, одним из важных факторов последующего образования Союза ССР.

 

* * *

Как и предвидел В. И. Ленин, после победы Великой Октябрьской социалистической революции освобожденные народы потянулись всеми силами к объединению вокруг русского народа. Это стремление явилось ответом на великий интернациональный подвиг русского пролетариата в Октябрьской революции, в годы гражданской войны, на оказывавшуюся им бескорыстную помощь ранее угнетенным народам в строительстве социализма.

Вопросы братского сотрудничества, новых взаимоотношений, дружественных связей народов заняли важнейшее место в ряду проблем, связанных с процессом образования Союза ССР и подготовки Конституции СССР 1924 года. Исключительную роль в их решении сыграли принципы, разработанные в трудах В. И. Ленина, и прежде всего обоснованная им программа и политика партии по национальному вопросу.

В создании Союза Советских Социалистических Республик и в Конституции СССР 1924 года нашли воплощение и дальнейшее развитие ленинские положения, сформулированные еще в проекте второй Программы партии (1919 год). VIII съезд РКП(б), обобщая опыт объединения ряда национальных республик вокруг Советской России, подчеркнул в принятой им Программе партии, что одной из переходных форм на пути к полному единству народов является «федеративное объединение государств, организованных по советскому типу».

В ленинских трудах обоснована необходимость постоянной работы Коммунистической партии по созданию и упрочению теснейшего союза советских республик, всемерному развитию экономики и культуры каждой из них, по выращиванию национальных кадров рабочего класса и интеллигенции.

Эти положения, как известно, раскрыты В. И. Лениным в докладе на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока, в резолюции ЦК РКП(б) о Советской власти на Украине, в первоначальном наброске тезисов по национальному и колониальному вопросам и в докладах на II конгрессе Коминтерна, в письмах «Товарищам коммунистам Туркестана», «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики»и в ряде других документов.

Сложившийся в первые годы после победы Октября тесный экономический и военно-политический союз народов нашей страны прошел суровую проверку в огне гражданской войны, вырос, окреп и стал важной предпосылкой создания Союза ССР.

X съезд РКП(б) в 1921 году принял решения по национальному вопросу, разработанные комиссией под руководством В. И. Ленина. В решениях съезда сделан вывод о том, что «изолированное существование отдельных Советских республик неустойчиво» и что общие интересы — экономические, политические и оборонные — «повелительно диктуют государственный союз отдельных Советских республик, как единственный путь спасения от империалистической кабалы и национального гнета».

ЦК партии вел кропотливую работу среди коммунистов всех республик по подготовке образования и законодательному оформлению Союза ССР. Основные, принципиальные моменты этой деятельности связаны с именем В. И. Ленина. Замечания и поправки В. И. Ленина к предложениям членов Политбюро, которые готовили отдельные вопросы, связанные с образованием СССР, с новой силой раскрывают теоретическую мощь гения великого вождя.

Так, в одном из писем В. И. Ленину И. В. Сталин высказался за объединение советских республик «с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик». И некоторые другие партийные и советские работники поддерживали идею объединения советских республик на основе «автономизации». Ознакомившись с проектом объединения советских республик путем их вступления в РСФСР на автономных началах, Владимир Ильич предложил принципиально новую основу создания союзного государства — добровольное объединение независимых республик с сохранением их равноправия.

26 сентября 1922 года В. И. Ленин в письме, разосланном всем членам Политбюро, изложил свои взгляды по вопросу об объединении советских национальных республик. Он предложил их дальнейшее сплочение осуществить в форме объединения вместе с РСФСР в союз советских республик. Цель и дух этого предложения вытекали из того, что «мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик…».

В. И. Ленин подчеркивал в своем письме, что имеется в виду создать «федерацию равноправных республик». Для управления таким объединением он предлагал создать общефедеральный Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Республик, общефедеральные наркоматы с пребыванием в Москве и необходимый аппарат во всех республиках, входящих в Союз.

Октябрьский (1922 года) Пленум ЦК партии, рассмотревший вопрос о взаимоотношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими республиками, целиком и полностью принял ленинские предложения и решил «признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».

Выражая волю народов, пленумы ЦК компартий и съезды Советов национальных республик единодушно одобрили эти принципы и высказались за образование Союза ССР.

В соответствии с единодушно выраженной волей партии, трудящихся союзных республик состоявшийся 30 декабря 1922 года в Москве I съезд Советов СССР принял Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвердил Союзный договор, избрал верховный законодательный орган — ЦИК СССР. Как известно, Председателем Совета Народных Комиссаров СССР был назначен В. И. Ленин.

В связи с созданием союзного государства и организацией его органов власти и органов управления под руководством партии развернулась работа по законодательному оформлению отношений между союзными республиками, размежеванию и определению компетенции союзных и республиканских органов власти. ЦК партии поставил задачу приступить к разработке проекта Конституции СССР. В основу ее были положены Декларация и Договор об образовании СССР, принятые I Всесоюзным съездом Советов.

Конституция законодательно закрепляла новое административное деление нашей страны. Еще в 1913 году в тезисах по национальному вопросу В. И. Ленин писал: «Социал-демократия требует замены старых административных делений России, установленных крепостниками-помещиками и чиновниками самодержавно-крепостнического государства, делениями, основанными на требованиях современной хозяйственной жизни и согласованными по возможности с национальным составом населения».

После победы Октябрьской революции в этом отношении была проведена большая работа. В Политическом отчете ЦК РКП(б) XI съезду партии В. И. Ленин отмечал: «У нас теперь деление России на областные районы произведено по научным основаниям, при учете хозяйственных условий, климатических, бытовых, условий получения топлива, местной промышленности и т. д.». Административно-территориальное деление проводилось с таким расчетом, чтобы оно в максимальной степени соответствовало задачам построения социалистического общества.

Проект Конституции был рассмотрен и утвержден сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 года и внесен на рассмотрение II Всесоюзного съезда Советов, который 31 января 1924 года окончательно утвердил текст Конституции Союза Советских Социалистических Республик. Конституция явилась прочным сплавом ленинской научной мысли и итогом практической деятельности советского народа, направляемого партией коммунистов.

Этот документ явился новым этапом на пути к полному разрешению национального вопроса, дальнейшего сплочения разных народов в единую братскую семью в интересах построения социализма. М. И. Калинин отмечал, что Конституция Союза ССР утвердила свободный союз трудящихся масс для экономического сотрудничества, для братской помощи друг другу и развития культурных достижений, она создала единый фронт трудящихся нашей страны против мирового капитализма, что в этом документе «все государственные нормы пронизаны глубоким идейным содержанием, оплодотворяющим деятельность народов Союза».

Основные принципы национально-государственного устройства, закрепленные в Конституции СССР 1924 года, легли затем в основу Конституции 1936 года. В этом еще раз проявилась преемственность конституционных актов Советского государства, верность Коммунистической партии ленинским принципам последовательного разрешения национального вопроса на основах пролетарского интернационализма.

 

* * *

За десятилетие, прошедшее после принятия первой Конституции СССР, советский народ под руководством Коммунистической партии осуществил огромные преобразования: индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию, значительно поднял экономический и оборонный потенциал Советского государства. По развитию своей экономики Советский Союз вышел на второе место в мире и первое в Европе, оставив позади многие высокоразвитые капиталистические страны.

Крупнейшие социально-экономические преобразования привели к существенному изменению классовой структуры советского общества. Приобрел новые качества, вырос численно, еще более укрепил свое влияние и повысил свою ведущую роль авангард советского народа — рабочий класс. Единоличное крестьянство преобразовалось в колхозное крестьянство, труд которого стал коллективным, основанным на общественной собственности. Выросла новая, трудовая интеллигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством и верно служащая своему народу. Было окончательно ликвидировано кулачество — последний эксплуататорский класс. Советский народ, руководимый партией Ленина, за короткий исторический срок сделал крупный шаг на великом пути перехода от капитализма к коммунизму.

XVII съезд партии (1934 год), отметив крупные социальные и экономические сдвиги в нашей стране, подчеркнул в своей резолюции, что во втором пятилетии СССР осуществляет крупный шаг вперед в деле изживания вековой противоположности между городом и деревней и создает все необходимые предпосылки для ее ликвидации. По своей общественной форме сельское хозяйство становится однотипным с промышленностью, сельскохозяйственный труд превращается в разновидность труда индустриального, мощно возрастают транспортные связи между городом и деревней, значительно сближаются темпы роста производства промышленности и сельского хозяйства, сближаются уровни материального благосостояния и культуры трудящихся города и деревни.

В соответствии с выводами съезда возникла необходимость внести определенные изменения в Конституцию СССР. Партия поставила задачу привести Советскую конституцию в полное соответствие с происшедшими на основе победы социализма коренными изменениями в социально-экономической жизни советского общества.

В конце января 1935 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое рассмотрело вопрос «О Конституции Союза ССР и пленуме ЦК». На заседании было рассмотрено и одобрено решение о внесении необходимых изменений в Конституцию СССР. Этот вопрос был поставлен на обсуждение февральского (1935 года) Пленума ЦК. Принятое Пленумом ЦК постановление явилось исходной политической директивой для разработки новой Конституции СССР.

Пленум поручил представить от имени Центрального Комитета партии на очередной, VII Всесоюзный съезд Советов предложение «о необходимости некоторых изменений в Конституции Союза ССР в направлении:

а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных — прямыми, открытых — закрытыми,

б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т. п.)».

Решения XVII съезда и февральского (1935 года) Пленума ЦК свидетельствуют о том, что Коммунистическая партия на основании тщательного марксистско-ленинского анализа социально-экономических процессов в СССР пришла к выводу о необходимости нового шага по пути дальнейшего развития советской демократии и соответствующего законодательного оформления этих изменений. Это отразилось затем в первой главе новой Конституции — «Общественное устройство», десятой главе — «Основные права и обязанности граждан», одиннадцатой — «Избирательная система» и других.

Состоявшийся в конце января — начале февраля 1935 года VII съезд Советов отметил как вполне своевременное и правильное предложение Центрального Комитета о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию Союза ССР. Съезд признал необходимым внести изменения, касающиеся дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных — прямыми, открытых — закрытыми и уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения ее в соответствие с возникшим соотношением классовых сил в СССР.

Исходя из директив февральского (1935 года) Пленума ЦК ВКП(б), VII съезд Советов СССР специально подчеркнул, что Советская конституция должна быть подвергнута переработке, с тем чтобы «в ней были закреплены такие завоевания Октябрьской революции, как создание колхозного строя, ликвидация капиталистических элементов, победа социалистической собственности в Советском Союзе». «В нашей Конституции,— указывалось в Отчете правительства СССР,— должны получить отражение также задачи развития советского демократизма до конца, задачи развития как старых, так и новых форм участия трудящихся в управлении государством. Полностью отразить успехи нового, социалистического общества в нашей Конституции и сделать ее основой дальнейшего всестороннего развития советского демократизма и тем определить перспективу всему социалистическому строительству — такова наша задача».

В проекте Конституции намечалось зафиксировать решение коренной задачи Октябрьской революции — создание новой, социалистической экономики и результат победы социализма в СССР — утверждение социалистических производственных отношений во всех отраслях народного хозяйства. Таким образом, в проекте намечалось отметить осуществление задачи, разработанной В. И. Лениным во второй Программе партии, сделать важный шаг на пути дальнейшего развития демократизма советского общества.

Для реализации этих предложений VII съезд Советов поручил ЦИК избрать Конституционную комиссию для выработки проекта новой Конституции. Участники VII съезда Советов единодушно одобрили постановление о проведении очередных выборов органов Советской власти на основе новой избирательной системы.

Председатель ЦИК СССР М. И. Калинин в своей речи на заключительном заседании съезда подчеркивал, что исключительно важное значение имеет принятое «предложение Центрального Комитета нашей партии о некоторых изменениях Конституции, приведении ее в соответствие с настоящим соотношением классовых сил в нашей стране и о дальнейшей демократизации избирательной системы».

Решение ЦК партии о подготовке и внесении изменений в Советскую конституцию, одобренное VII Всесоюзным съездом Советов, получило широкий отклик и поддержку трудящихся всего Советского государства. Оно наглядно показывало, что неуклонный подъем и расцвет социалистической демократии являются законом развития советского общества, социального строя диктатуры пролетариата. Это решение вызвало также огромный международный резонанс. Мировая общественность оценила его как новое проявление исторических успехов социалистического строя.

Вскоре после VII съезда Советов на первой сессии ЦИК СССР была избрана Конституционная комиссия в составе 31 человека. В нее вошли видные деятели Коммунистической партии и Советского государства: К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Е. Д. Стасова, В. Я. Чубарь и другие. Председателем комиссии был избран И. В. Сталин.

7 июля 1935 года состоялось первое заседание Конституционной комиссии по внесению изменений в Конституцию СССР. Комиссия избрала заместителей председателя и секретаря комиссии, а также создала 12 подкомиссий для проведения подготовительной работы: по общим вопросам Конституции, экономическую, финансовую, правовую, по избирательной системе, подкомиссии судебных органов, центральных и местных органов власти, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционную. В состав подкомиссий были введены видные партийные и советские работники из центральных учреждений и местных организаций, ученые, общественные деятели (Г. К. Орджоникидзе, С. В. Косиор, Н. М. Шверник, Н. В. Крыленко, М. Н. Тухачевский, Б. М. Шапошников, А. Я. Вышинский и другие).

Вся работа Конституционной комиссии и подкомиссий проходила под руководством Центрального Комитета партии.

Всем подкомиссиям было поручено в двухмесячный срок представить каждой по своему разделу первые наброски проектов изменений Конституции СССР. В процессе работы Конституционная комиссия исходила из основных положений Конституции РСФСР 1918 года, конституций союзных республик и Конституции СССР 1924 года, опираясь при этом на ленинские принципы и методы составления первых советских конституций, на ленинские указания о развитии и совершенствовании советской демократии, советского государственного аппарата. Комиссия тщательно изучала многочисленные пожелания и предложения, относящиеся к подготовке проекта Конституции СССР.

Н. К. Крупская в одном из своих писем в ЦК партиипредложила обратить особое внимание на то, что В. И. Ленин рассматривал Советы как центры, организующие вокруг себя массы в процессе практической работы, что «через депутатов массы втягиваются в управление государством». Эти мысли ярко выражены в ряде статей и бесед В. И. Ленина, подчеркивала Н. К. Крупская. В ее письме отмечалось, что с этой точки зрения особенно большое значение имеет работа секций депутатских групп, и важно, чтобы депутатские группы были организаторами масс.

Н. К. Крупская обратила также внимание на необходимость точнее сформулировать положения проекта Конституции, подчеркнуть сильнее ту мысль, что в Советской стране трудящимся открыт самый широкий доступ к образованию, а также возросшее значение науки при социализме. «Тысячами путей Советская власть открывает путь к знанию, обеспечивает им фактическую возможность овладеть знанием»,— писала Надежда Константиновна. И далее она советовала: «Сильнее гораздо надо подчеркнуть открытие доступа к знанию всем народностям нашего Союза». Эти и многие другие предложения, поступившие в ЦК партии, в Конституционную комиссию, в ЦИК и другие советские учреждения, были тщательно изучены и учтены при подготовке проекта Конституции СССР, непосредственная работа над которым проходила с июля 1935 по май 1936 года.

Состоявшийся 1—4 июня 1936 года Пленум ЦК партии обсудил вопрос о проекте Конституции СССР и принял постановление:

«а) Одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР.

б) Ввиду особой важности вопроса считать целесообразным созыв Всесоюзного съезда Советов для рассмотрения проекта Конституции СССР».

Конституционная комиссия исходила из того, что она была призвана зафиксировать в новой Конституции основы государственного устройства, великий итог деятельности Коммунистической партии и всего советского народа, проложившего никому ранее не ведомые пути перехода от капитализма к социализму, запечатлеть принципы победившего социализма, политическую и экономическую основу советского строя, полную и окончательную ликвидацию эксплуататорских классов, новые формы управления в Советском государстве, соответствующие эпохе завершения строительства социализма в СССР и постепенного перехода к коммунизму, дальнейшее расширение социалистической демократии, связанные с этим новые принципы советской избирательной системы и т. д.

Предусматривалось, что новый Основной Закон СССР будет законодательно регулировать основы жизни и деятельности социалистического государства, общества и советских граждан, являться незыблемой юридической базой развития социалистической демократии, главным и определяющим источником единой системы советского социалистического права. Вторая Конституция СССР была призвана утвердить ставшее признанным фактом нерушимое единство, сплоченность и дружбу братских народов Союза ССР.

Важнейшим моментом новой Конституции явилось отражение в Основном Законе роли Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы советского общества. Впервые в Советской конституции в статье 126 Основного Закона СССР записано, что наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию, «являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Таким образом, положение о руководящей и организующей роли партии в советском обществе, определяющей главное направление политических, социально-экономических и культурных процессов в стране, утвердилось в качестве неотъемлемой составной части Основного Закона.

Проектом Конституции было определено повышение роли Советов. Предусматривалось также, что высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. В проекте предлагалось, чтобы Совет Союза избирался от всего населения, а в Совет Национальностей депутаты избирались населением от каждой союзной и автономной республики, от автономной области и от каждого национального округа, чтобы каждая, даже самая небольшая национальность могла иметь свое прямое представительство в верховном органе власти.

Имелось в виду, что проект новой Конституции СССР явится непосредственной основой, определяющей содержание разрабатывавшихся новых конституций союзных и автономных республик.

11 июня 1936 года Президиум ЦИК СССР заслушал доклад И. В. Сталина о работе Конституционной комиссии и одобрил проект Конституции. Президиум ЦИК постановил созвать 25 ноября 1936 года Всесоюзный съезд Советов для рассмотрения проекта Конституции СССР и опубликовать проект для всенародного обсуждения.

12 июня 1936 года проект новой Конституции был обнародован в печати и по радио.

Опубликование важнейшего документа Советского государства для широкого ознакомления и обсуждения само по себе свидетельствовало о дальнейшей демократизации советского строя, являлось новым стимулом активизации общественной и производственной деятельности трудящихся масс. Коммунистическая партия направила организационно-партийную, идеологическую работу, связанную с обсуждением проекта Конституции, на популяризацию достижений нашего народа, повышение трудовой активности во имя дальнейшего усиления могущества СССР. Весь ход обсуждения проекта Конституции СССР показал, что запечатленные в ней положения горячо одобряются всем советским народом. Всестороннее, глубокое обсуждение Конституции СССР вылилось в демонстрацию нерушимого единства интересов Советского государства и народа, явилось свидетельством безграничного доверия трудящихся масс Коммунистической партии.

Так, в Москве и Московской области в ходе обсуждения проекта Конституции были проведены массовые мероприятия по разъяснению исторического значения победы социализма, роли созидательного труда рабочего класса, крестьянства, трудящейся интеллигенции. Райкомы партии и первичные парторганизации повсеместно устраивали для трудящихся лекции, доклады и беседы, разъясняющие важнейшие положения проекта Конституции. Эта работа проводилась в цехах заводов, в колхозах и совхозах, в учреждениях, по месту жительства трудящихся.

Местные партийные организации, удовлетворяя большое стремление советских людей глубоко усвоить основные положения проекта новой Конституции, создали кружки по изучению этого документа. Например, в Тагильском районе Свердловской области кружки были созданы при каждом сельском, поселковом, городском и районном Совете. Руководителями были назначены партийные работники, председатели и депутаты Советов.

Обсуждение проекта Конституции показало, что в процессе социалистического строительства значительно выросла политическая сознательность, идейная зрелость трудовых масс. Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин, характеризуя социально-политическую сущность рабоче-крестьянского государства, неоднократно подчеркивал, что оно «сильно сознательностью масс».

Во время всенародного обсуждения проекта Конституции с новой силой развернулась советская демократия, нашли свое яркое проявление чувства советского патриотизма, пролетарского интернационализма, подъем творческой активности нашего народа, стремление каждого труженика города и деревни внести свой личный вклад в укрепление социалистического общества.

Коммунистическая партия, организуя и направляя обсуждение проекта Конституции, продемонстрировала единство своих рядов, монолитность и сплоченность, дальнейшее укрепление связей с рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией.

Обсуждение проекта Конституции вызвало новый прилив симпатий и уважения трудящихся всего мира к Стране Советов, их гордости успехами социализма. В Советский Союз шли сердечные поздравления от братских партий и всей прогрессивной международной общественности.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 11 июня 1936 года было поручено соответствующим центральным и местным организациям издать текст Конституции на иностранных языках (немецком, английском, французском) и на языках народов СССР.

Всенародный размах политической активности трудящихся при обсуждении новой Конституции вылился в поток писем, предложений, пожеланий, которые вносили советские люди. Так, орготдел Президиума ЦИК СССР уже к 5 ноября 1936 года рассмотрел 13721 предложение и дополнение к проекту, включая предложения, опубликованные в 505 центральных и местных газетах, а также изложенные в письмах в адрес ЦИК СССР.

Одновременно с обсуждением проекта в союзных республиках велась подготовка проектов конституций союзных и автономных республик. В октябре 1936 года Политбюро ЦК партии решило предварительно рассмотреть в ЦК все проекты конституций союзных республик.

Как было намечено на июньском Пленуме ЦК партии (1936 года), 25 ноября 1936 года собрался Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, который обсудил вопрос «О проекте Конституции Союза ССР», рассмотрел предложения, поправки, дополнения, высказанные в ходе обсуждения проекта. Съезд Советов особо отметил, что всенародное обсуждение в процессе подготовки Конституции принесло громадную пользу.

1 декабря 1936 года Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов одобрил и принял за основу представленный Конституционной комиссией ЦИК СССР проект Конституции Союза ССР. Для рассмотрения внесенных поправок, дополнений и подготовки окончательного текста Конституции съезд образовал Редакционную комиссию в составе 220 человек. Ей было поручено учесть результаты всенародного обсуждения проекта Конституции, итоги обсуждения проекта на самом съезде и в трехдневный срок представить на рассмотрение съезда окончательный текст Конституции.

4 декабря 1936 года проект Конституции Союза ССР был рассмотрен и одобрен на Пленуме ЦК партии.

Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, заслушав 5 декабря 1936 года доклад председателя Редакционной комиссии по подготовке текста Конституции И. В. Сталина, единодушно утвердил представленный проект Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР юридически оформила сложившиеся политические, экономические и социальные отношения людей в Советском Союзе, законодательно закрепила историческую победу социализма в СССР.

Принятие Конституции ознаменовало новую веху в историческом развитии нашего государства. В Конституции было записано, что равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Демократический централизм был проведен по всем звеньям советской системы. Предоставляя широкие права и демократические свободы всем гражданам СССР, Конституция одновременно гарантировала их осуществление всеми необходимыми для этого материальными средствами.

Конституция СССР 1936 года впервые ввела в практику государственного строительства ряд новых положений. Многие статьи и формулировки Основного Закона нашей страны явились серьезным вкладом в марксистско-ленинское учение о социалистическом государстве и праве. Это касается, например, определения форм собственности при социализме, характера государственной власти, соотношения общесоюзного и республиканского законодательств и т. д.

Новая Конституция СССР еще более упрочила государственный строй, дружбу и братство народов и явилась важным средством для мобилизации трудящихся на борьбу за дальнейшее успешное развитие социалистического общества. Конституция определила такие формы организации советской государственности, которые отвечали интересам всех национальностей, трудящихся всех союзных республик СССР.

Проходивший в феврале — марте 1937 года Пленум ЦК партии обсудил вопрос о задачах партийных организаций в связи с предстоявшими выборами в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции. В своей резолюции Пленум отметил, что следствием изменения в избирательной системе «будет дальнейшее усиление политической активности масс, вовлечение новых слоев трудящихся в управление государством. Тем самым диктатура пролетариата становится более гибкой, а стало быть, более мощной системой государственного руководства рабочего класса обществом, база диктатуры рабочего класса расширяется, ее основа становится более прочной».

Вскоре после принятия Конституции СССР на съездах Советов союзных и автономных республик были утверждены их конституции.

Принятие новых конституций СССР, союзных и автономных республик и проведение их в жизнь имели огромное международное значение. Основной Закон социалистического государства демонстрировал перед трудящимися всего мира воплощение в жизнь ленинского учения о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, закреплял экономическое освобождение трудящихся от эксплуатации, избавление от классового и национального неравенства.

Принятие Конституции СССР наносило мощный удар по идеологии международной реакции и фашизма. Советская действительность показывала трудящимся всего мира, что народы, сбросившие гнет капитализма, за короткий исторический срок установили самый демократический строй — строй социализма, укрепили власть рабочих и крестьян, избавили страну от кризисов, нищеты, безработицы, создали мощную социалистическую экономику и подняли ее на высокий уровень развития.

Осуществляя развернутую демократизацию советского общества, советские люди на примере своей страны показывали преимущества социализма, помогали разоблачать антинародную политику империализма и его ударной силы — фашизма, который в своих классовых целях устранял остатки демократических свобод. В Советской конституции народы капиталистических стран и колоний ясно увидели программу борьбы за свое социальное и национальное освобождение.

 

* * *

За годы, прошедшие после принятия Конституции СССР 1936 года, в развитии нашей Родины произошли огромные социально-экономические изменения. Окрепли важнейшие основы социалистического государства — союз рабочего класса и крестьянства, дружба народов нашей страны, закалилось морально-политическое единство общества, неизмеримо возросла руководящая роль Коммунистической партии.

В процессе исторического развития Советский Союз сложился в составе 15 равноправных советских социалистических республик: Российской Федеративной, Украинской, Белорусской, Азербайджанской, Грузинской, Армянской, Туркменской, Узбекской, Таджикской, Казахской, Киргизской, Молдавской, Литовской, Латвийской и Эстонской,— спаянных на базе единой социалистической системы совместными интересами, общей целью построения коммунизма.

Этот замечательный союз народов одержал всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. В небывалых испытаниях, в огне Великой Отечественной войны с огромной силой проявились прочность, незыблемость принципов Советской конституции.

В послевоенные годы советские люди восстановили разрушенное войной хозяйство, подняли на новый уровень науку, технику, производство, построили развитое социалистическое общество. Существенные изменения произошли во многих сторонах общественно-экономической жизни. Совершенствовалось административное деление в нашей стране.

КПСС видит в Основном Законе Советского государства важное средство укрепления законности и правопорядка в стране, а также коммунистического воспитания трудящихся нашей страны, популяризации среди народов всего мира великих преимуществ социалистического строя.

Советская конституция раскрывает широкие возможности для развития творческой инициативы, активной производственной и общественной деятельности, развязывания огромной энергии народных масс на благо построения самого счастливого строя на земле — коммунизма.

В Конституции СССР записаны великие права и обязанности каждого гражданина, способствующие проявлению большого трудолюбия, активной общественной деятельности, участию в управлении государством. Конституция утверждает высокие моральные качества советских людей, их решимость укреплять, развивать и защищать свою Родину, соблюдать правила поведения в советском обществе.

За годы, прошедшие после принятия Конституции СССР, еще более возросла роль, поднялся авторитет, расширилось влияние Коммунистической партии. КПСС выросла численно за счет лучших представителей советского народа. Наша партия, говорил Л. И. Брежнев, «сумела, завоевав безграничное доверие рабочего класса, всех трудящихся, создать развитое социалистическое общество, общенародное государство, вывести крупнейшую в мире страну на магистральную дорогу коммунистического строительства.

Всего этого наша партия добилась прежде всего благодаря своей непоколебимой верности марксизму-ленинизму».

На XXII съезде ленинской партии советские коммунисты приняли новую, третью Программу партии — программу строительства коммунизма. Построение коммунизма, указывается в Программе, связано с решением трех взаимосвязанных исторических задач: созданием материально-технической базы коммунизма, развитием коммунистических общественных отношений и воспитанием нового человека.

Выполняя предначертания партии, советский народ создал высокоразвитую промышленность, крупное механизированное сельское хозяйство, резко поднял производительность труда, добился значительного роста благосостояния. Проведение социально-экономических преобразований, культурной, научно-технической революции существенно изменило облик советского общества. Наука стала непосредственной производительной силой общества, в нашей стране выросло новое поколение интеллигенции, неуклонно растет большая прослойка высококвалифицированных интеллигентных рабочих, о чем В. И. Ленин мечтал в первые годы Советской власти.

При сохранении ведущей роли рабочего класса в нашей стране произошел заметный процесс сближения всех классов и социальных групп, все определеннее утверждается социальная однородность социалистического общества. Активно идет стирание существенных различий между физическим и умственным трудом, между условиями труда и жизни в городе и деревне.

Крупные успехи в развитии советского общества позволили XXIV съезду КПСС сделать вывод о том, что за годы строительства социализма и коммунизма в Советском Союзе сложилась новая историческая общность людей — советский народ — нерушимое братство трудящихся более ста наций и народностей, спаянных общими интересами и целями, единой марксистско-ленинской идеологией. Возникновение в нашей стране новой исторической общности — советского народа — это великое достижение. Партия, все советские люди рассматривают его как обобщенный итог тех экономических и социально-политических перемен, которые за полвека свершились в СССР.

Государство диктатуры пролетариата, выполнив свою великую историческую миссию, постепенно переросло в общенародное социалистическое государство трудящихся, руководящей силой которого является рабочий класс. Советское государство успешно осуществляет великую созидательную функцию. Оно принимает активное участие в воспитании у трудящихся коммунистического отношения к труду, к общественной собственности, сознательного отношения к соблюдению норм и правил социалистического общежития. Коммунистическая партия, выполняя решения XXIV съезда, придает большое значение повышению роли Советов депутатов трудящихся, общественных организаций, трудовых коллективов, дальнейшему развитию социалистической демократии, общественных отношений.

Выступая на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 21 декабря 1972 года с докладом о 50-летии Союза ССР, Л. И. Брежнев отмечал, что одним из крупных и важных вопросов дальнейшего развития Советского Союза, который нам предстоит решить в ближайшем будущем, является вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР. Он подчеркивал, что каждая наша Конституция была восходящей ступенью в развитии социалистического Советского государства, новым этапом в развертывании социалистической демократии.

Последняя Конституция была принята около 40 лет назад. Наша страна за эти годы продвинулась далеко вперед. Советский народ под руководством Коммунистической партии построил развитое социалистическое общество и создает материально-техническую базу коммунизма.

Будущая Конституция — конституция развитого социализма и строящегося коммунизма — в полной мере призвана воплотить в себе ленинские принципы общественно-политической жизни, организации и деятельности государства зрелого социалистического общества.

Подготовка и принятие новой Конституции, безусловно, станут большим историческим событием в жизни Советского Союза. Это событие поможет лучше, полнее осмыслить достигнутое нашей страной, подвести итоги пройденного пути, осветит перспективу дальнейшего развития советского социалистического общества, идущего к коммунизму.

 

Обратная связь