Публикации

К. У. Черненко: Контроль и проверка исполнения — важнейшее условие претворения в жизнь решений Партии

Величественные задачи, выдвинутые XXV съездом КПСС, требуют для своего осуществления высокой организованности, активной работы партийных организаций, коммунистов, всех трудящихся. Как никогда, сейчас может и должна проявляться созидательная энергия партии и народа.

Уверенность партии в реализации исторических решений XXV съезда КПСС основывается на огромном политическом подъеме, охватившем всю нашу страну, на трудовом энтузиазме рабочих, крестьян, интеллигенции. В первом году новой пятилетки наша экономика взяла хороший старт, прошедшие месяцы ознаменованы новыми замечательными свершениями. Во всех отраслях народного хозяйства заложены прочные основы выполнения годового государственного плана и социалистических обязательств, принятых миллионами участников соревнования.

Решения XXV съезда партии указывают нашему обществу единственно правильную, научно выверенную дорогу — дорогу социально-экономического прогресса, укрепления могущества Родины, дальнейшего роста народного благосостояния. Выполнение заданий десятой пятилетки позволит советскому обществу еще более приблизиться к заветной цели — коммунизму.

* * *

В своей деятельности КПСС опирается на огромную преобразующую силу ленинского учения, получившего дальнейшее творческое развитие в процессе социалистического и коммунистического строительства, обогащенного коллективным разумом партии, многолетней практикой миллионов коммунистов. Партия неуклонно следует ленинским нормам партийной жизни и принципам руководства, твердо и последовательно придерживается ленинского стиля работы. Образец в этом показывают Центральный Комитет, Политбюро, Секретариат ЦК.

Утвержденная на XXV съезде партии социально-экономическая программа предъявляет к местным партийным комитетам, первичным организациям новые повышенные требования. Необходимо поднимать действенность, результативность партийного руководства на всех уровнях. В Отчетном докладе ЦК КПСС съезду вопрос о совершенствовании организаторской деятельности партийных организаций поставлен в прямую связь с необходимостью овладения кадрами партийного, государственного, хозяйственного аппарата ленинским стилем работы. Ленинский стиль предусматривает соблюдение основополагающих принципов партийного руководства — коллективности, связи с массами, научной обоснованности принимаемых решений, единства политической и организаторской деятельности, четко налаженного контроля. Этому стилю чужд субъективизм, он исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма, предполагает высокую требовательность к себе и другим.

Важнейшая черта ленинского стиля — это систематический, действенный контроль исполнения, организаторская работа по осуществлению принимаемых решений. Сразу же после победы Октябрьской революции В. И. Ленин указывал, что наступила пора, когда намеченные великие планы социально-экономического развития необходимо последовательно и настойчиво проводить в жизнь. В формировании совершенной системы управления, в приобретении навыков организационной деятельности, в налаживании учета и контроля за производством и распределением продуктов, в неуклонном повышении производительности труда — во всем этом Владимир Ильич видел факторы первостепенного значения, непременное условие успешного решения исторических задач по преобразованию общества. Именно это и должно было составить основное содержание политической, хозяйственной и культурно-воспитательной работы на новом этапе.

Определяя пути решения важнейших проблем внутренней и внешней политики, В. И. Ленин придавал особое значение практической организации дела. Реализацию общих планов работы в новых условиях он связывал с усилением руководящей роли партии, с повышением эффективности работы партийного и государственного аппарата, с подготовкой и подбором кадров. Решающей стороной работы партии великий учитель трудящихся считал создание четкой системы контроля и проверки исполнения. Контроль и проверка исполнения, по мысли Ленина, являются непременным средством, которое наша партия призвана использовать для воспитания у широких масс трудящихся нового, социалистического отношения к труду, общественной собственности, для укрепления государственной дисциплины. По замыслу Владимира Ильича, контроль и проверка исполнения в первые годы Советской власти имели целью:

упрочить руководящее положение Коммунистической партии;

укрепить позиции Советского государства; содействовать организации и налаживанию социалистического строительства во всех уголках страны;

оказывать эффективное воздействие на управляющую и управляемую системы, на сознание и деятельность советских людей.

В ленинском понимании хорошо поставленная проверка исполнения — это надежное средство укрепления дисциплины, повышения персональной ответственности работников за порученное дело, улучшения деятельности всей системы управления.

При непосредственном участии В. И. Ленина были выработаны основные формы и методы контроля, сформулированы требования, предъявляемые к нему как важнейшей части организаторской работы партии. Эти требования заключаются прежде всего в том, чтобы контроль осуществлялся при широком участии масс, на прочной научной основе, со знанием дела, велся систематически, был действенным, давал положительные результаты. В. И. Ленин в своих трудах «К вопросу о задачах Рабкрина, их понимании и их исполнении», «О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК. Письма А. Д. Цюрупе» и в ряде других документов изложил четкие положения о контроле и проверке исполнения в Советском государстве. Суть этих положений состоит в следующем:

в социалистическом обществе все права, в том числе и право контроля, принадлежат трудовому народу как единственному хозяину своей страны;

вовлечение широких кругов трудящихся в систему общественного контроля является одной из форм их участия в управлении государственными делами, в налаживании социалистического производства и распределения товаров, продуктов, орудий, материалов, топлива и т. д.;

контроль способствует становлению и упрочению социалистической демократии, налаживанию работы всей государственной системы, изгнанию из нее бюрократизма, волокиты, нераспорядительности.

Чтобы контроль отвечал этому высокому назначению, он должен быть, по мысли В. И. Ленина, объективным, постоянным, эффективным, охватывающим все сферы общественной жизни и созидательной деятельности народа.

В. И. Ленин особо подчеркивал необходимость постоянного руководства деятельностью контрольных органов со стороны Коммунистической партии. К организации контроля Владимир Ильич подходил прежде всего с позиций повышения роли партии как направляющей и мобилизующей силы, единства ее политической и организаторской деятельности. Он видел в партийном контроле действенное средство побуждения всех государственных, хозяйственных и общественных органов к четкому и своевременному осуществлению политической линии, выработанной партией. Без гласного, хорошо поставленного контроля, считал Ленин, невозможно успешно претворять в жизнь декреты Советской власти, реализовать законодательные акты, в которых содержатся конструктивные организационно-хозяйственные, культурно-массовые и всякие иные мероприятия, существенно необходимые для преобразования общества на новых началах. Без четко поставленного контроля немыслимо сохранение и упрочение того громадного доверия, которое партия завоевала в массах в ходе революционного переворота. Слово и дело партии должны быть неразрывны, прочно спаяны, слиты воедино.

Контроль и проверку исполнения В. И. Ленин рассматривал как надежный инструмент совершенствования работы партийного и государственного аппарата, преодоления любых проявлений неорганизованности, безответственности, утверждения строжайшего порядка во всем деле руководства процессом коллективного труда.

Считая самоконтроль и контроль за работой исполнителей важнейшей обязанностью любого работника, В. И. Ленин категорически требовал: «…уделять в первую голову один или… два часа в сутки на личную проверку работы:… докапываться до сути» [1].

Отсутствие надлежащей проверки исполнения Владимир Ильич считал серьезным недостатком в деятельности руководящих органов. Он решительно выступал против обилия заседаний, добивался уменьшения бумажного потока, замены множества постановлений осторожной длительной деловой проверкой исполнения и проверкой опыта [2].

Ленин требовал строго следить за тем, чтобы руководители не уклонялись от ответственности, не переносили без надобности вопросы в вышестоящие инстанции, а решали их сами, под свою ответственность. Без этого, писал он, нельзя избавиться от текучки, суматохи и сутолоки, обеспечить возможность видеть работу в целом, видеть главное, чтобы сосредоточить на нем свои силы.

Придавая большое значение четкому разграничению функций между партийными, советскими, хозяйственными органами, освобождению партийных органов от несвойственных им дел, Владимир Ильич уделял постоянное внимание повышению роли и авторитета Советов, государственных и общественных организаций.

В декрете «О Государственном контроле», подписанном В. И. Лениным (апрель 1919 года), указывается, «что только вовлечение широких масс рабочих и крестьян в дело управления страной и широкого контроля над органами управления устранит недостатки механизма, очистит советские учреждения от бюрократической скверны и решительно двинет вперед дело социалистического строительства» [3].

Деятельность В. И. Ленина по руководству партией и Советским государством свидетельствует о том, как много времени он лично уделял проверке исполнения. Почти все ленинские директивы и письма, адресованные работникам Совнаркома, различных центральных ведомств и государственных учреждений, заканчивались его указаниями обеспечить самый тщательный контроль, проверку исполнения принятых решений. «Проверяйте лично. Максимум энергии и строгости»; «Не полагаться на приказы!»; «Волокиту надо уметь ловить и наказывать»; «Не засолить. Проверьте лично»; «Примите меры тройной предосторожности и проверки исполнения»; «Надо добиться исполнения, ибо вопрос имеет и громадное хозяйственное значение и политическое»,— писал Владимир Ильич. Эти ценнейшие ленинские положения были воплощены в решениях X и XI съездов партии, ряда пленумов, указаниях Центрального Комитета местным парторганизациям о непрестанном совершенствовании стиля и методов своей работы, об улучшении организации дела, повышении ответственности руководящих кадров, всех коммунистов за доверенное им дело. В указаниях Ленина проявилась его огромная забота об установлении тщательного контроля за выполнением принимаемых решений, об организации подлинно деловой проверки исполнения этих решений как сверху, так и снизу.

* * *

Ленинские положения об организации контроля и проверки исполнения нашли свое дальнейшее развитие в процессе социалистического строительства в нашей стране, получили конкретизацию с учетом новых требований, возросших задач, наполнились новым содержанием.

В условиях развитого социализма контроль и проверка исполнения превратились в одно из эффективных средств проведения в жизнь политики партии, совершенствования деятельности партийных и государственных органов, могучее средство воспитания кадров.

Исторический период в деятельности нашей партии, характеризующийся осуществлением решений XXIII, XXIV, XXV съездов КПСС, знаменателен огромной работой по утверждению ленинских норм партийной жизни и принципов руководства, по широкому применению творческого, научного подхода в работе партийных организаций в различных областях социально-экономической и общественно-политической жизни нашей страны. В документах партии, в докладах на съездах КПСС и пленумах Центрального Комитета получило дальнейшее развитие ленинское учение о партии, о ее все возрастающей роли в жизни советского общества, раскрыты конкретные пути улучшения работы партийных организаций, сделаны важные теоретические обобщения новых процессов и явлений, происходящих в партии, в обществе зрелого социализма.

В Отчетном докладе на XXV съезде указывалось, что контроль и проверка принятых решений — неотъемлемая и составная часть организаторской работы, дело каждого партийного, советского и хозяйственного руководителя, каждого партийного органа, каждой первичной парторганизации. Отмечалась необходимость повышения роли в этом деле секретариатов ЦК компартий союзных республик, обкомов и крайкомов партии, Советов Министров республик, исполкомов Советов, коллегий министерств и ведомств. На съезде говорилось о серьезной работе, проводимой по укреплению партийной и государственной дисциплины Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС, партийными комиссиями местных партийных комитетов. Указывалось, что важное место в работе по проверке исполнения принадлежит органам народного контроля.

Партия приковывает внимание к вопросам контроля и проверки исполнения не потому, что у нас в этом отношении сложилось какое-то тревожное положение, а потому, что сейчас правильная организация этой работы выступает как необходимое условие успешной деятельности всех партийных, советских и хозяйственных организаций.

Последовательное расширение сферы действия партийного, государственного, общественного контроля создает предпосылки для всемерного развития социалистической демократии, дальнейшего вовлечения самых широких масс трудящихся в управление делами общества и государства.

Контроль трудящихся распространяется прежде всего на основу основ — хозяйственную жизнь, на область производства и распределения, на деятельность государственного аппарата. Органы народного контроля должны активно поддерживать, поощрять и развивать все новое, передовое в жизни нашего общества, устранять вскрытые недостатки, добиваться, чтобы улучшалось общее положение дел, должны вести непримиримую борьбу против бюрократизма и волокиты, очковтирательства и бесхозяйственности.

В современных условиях партия уделяет много внимания теоретической разработке актуальных проблем партийного строительства, широким фронтом ведет организационное укрепление всех ее звеньев, непрерывное совершенствование большого партийного механизма. В партийных комитетах и организациях неуклонно улучшается качественный состав кадров, растет их компетентность, повышается ответственность за порученное дело. Все более обоснованными, целенаправленными становятся решения, принимаемые партийными органами.

В деятельности партийного аппарата ведущее место занимает анализ положения дел на местах, учет общественного мнения по важнейшим вопросам политической, хозяйственной и культурной жизни, внимательный, повседневный разбор писем, критических замечаний, предложений, откликов, поступающих от коммунистов, широких масс трудящихся.

Все это сыграло и продолжает играть существенную роль в улучшении внутрипартийной работы, партийного руководства в целом. Произошло ощутимое улучшение организации выполнения партийных решений и директив, повысился уровень контрольной работы на всех участках хозяйственного и культурного строительства.

В последние годы приобретен ценнейший опыт в решении выдвигаемых жизнью социально-экономических и общественных проблем. Деятельность нашей партии после XXIII, XXIV, XXV съездов показывает, что работа центральных органов партии характеризуется научным подходом и деловитостью, реализмом и дальновидностью, коллективностью в выработке решений и последовательностью в их осуществлении, большим доверием к кадрам и высокой требовательностью к ним, тесной связью с местными партийными организациями и активной помощью им.

Партия не только организует выполнение своих решений сразу, непосредственно после их принятия, но уже в процессе подготовки документов предусматривает возможности, определяет условия, сроки, организационные меры по их осуществлению.

Масштабность и сложность задач, поставленных XXV съездом КПСС, требуют от партийных комитетов дальнейшего повышения уровня организации и проверки выполнения принятых решений.

Этим делом, как указывалось на съезде, призваны заниматься каждый партийный орган, каждая первичная парторганизация, все без исключения партийные, советские, хозяйственные руководители. Одно из главных требований, вытекающих из решений XXV съезда КПСС,— дальнейшее повышение организованности и дисциплины во всех звеньях государственного и хозяйственного аппарата. Задача состоит в том, чтобы на основе повышения уровня всей организационной работы партии, дальнейшего совершенствования проверки исполнения обеспечить четкое, точное, своевременное выполнение партийных решений, обеспечить неуклонное осуществление курса, намеченного партией.

Объективная и повседневная проверка исполнения — важнейшее средство повышения активности коммунистов и беспартийных в производственной и общественной жизни, вовлечения масс в трудовое соревнование, улучшения методов социалистического хозяйствования, методов управления экономикой.

После XXV съезда КПСС Центральный Комитет принял ряд документов, определяющих четкий порядок выполнения решений съезда по важнейшим направлениям политического, хозяйственного, культурного развития нашей страны, кадровой политики партии. Среди них постановления: о мероприятиях по пропаганде и изучению решений и материалов XXV съезда КПСС, о дальнейшем совершенствовании работы с письмами трудящихся, о совершенствовании системы повышения идейно-теоретического уровня и деловой квалификации руководящих кадров, о дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, о плане мелиорации земель на 1976—1980 годы и мерах по улучшению использования этих земель и другие. В постановлениях ЦК КПСС научно разработаны рациональные способы решения экономических и социально-политических проблем, содержатся указания, конкретные рекомендации, как обеспечить выполнение и перевыполнение народнохозяйственных планов, как довести каждое начатое дело до своего успешного завершения.

В деятельности партийных организаций вопросы руководства экономикой и прежде всего организации контроля за выполнением партийных решений по развитию народного хозяйства занимают первостепенное место. И это понятно. Партия осуществляет сейчас крупные меры в экономической политике, сущность которых заключается в том, чтобы всемерно поднять эффективность общественного производства, ускорить научно-технический прогресс, улучшить качество работы на всех участках, во всех звеньях.

ЦК партии, местные партийные органы, воспитывая коммунистов, особое внимание обращают на то, что контролировать выполнение решений, проверять исполнение — это не просто фиксировать недоработки и упущения, а прежде всего мобилизовать людей на преодоление встречающихся препятствий и трудностей, чтобы достигнуть реальных результатов. Партия ориентирует: главный смысл, основная цель контроля состоит в том, чтобы обеспечить единство решения и исполнения, успешное осуществление задач, а также предупредить возможные ошибки и недоработки. Именно на это и должна быть направлена организаторская работа коммунистов. Опыт деятельности КПСС дает многообразные подтверждения тому, что наилучших результатов добиваются там, где хорошо, четко налажен контроль, где нет разрыва между принимаемыми решениями и их исполнением.

Пример глубокого, всестороннего и неослабного контроля за осуществлением директив партии и правительства по важнейшим политическим, экономическим и организационным вопросам показывает Центральный Комитет КПСС. В ЦК регулярно рассматриваются вопросы о ходе выполнения постановлений партии и правительства. Работники аппарата ЦК принимают непосредственное участие в изучении состояния дел на местах, анализируют ход исполнения партийных документов и вносят соответствующие предложения. За период между XXIV и XXV съездами партии Секретариат ЦК КПСС в порядке контроля за исполнением принятых решений рассмотрел более 80 вопросов.

Примером может служить принятое в июле 1976 года постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения партийной организацией Грузии постановления ЦК КПСС об организаторской и политической работе Тбилисского горкома партии». На опыте парторганизации Грузии это постановление прежде всего показывает, какие плодотворные результаты дает подлинно партийное отношение к решению вышестоящего партийного органа. Оно учит, как важно при проверке исполнения поддерживать позитивные процессы, происходящие в деятельности парторганизации, вселяя тем самым в кадры уверенность в плодотворности проводимой работы, указывает, как нужно на базе достигнутого выдвинуть перед данной организацией новые, более высокие задачи на будущее. Это постановление еще и еще раз утверждает незыблемое требование партии о том, что взыскательный, самокритичный анализ как достижений, так и недостатков должен быть в основе деятельности каждого партийного комитета, каждого руководящего работника, всех коммунистов. Все это делает указанное постановление актуальным, имеющим непреходящее общепартийное значение.

В Центральном Комитете партии был рассмотрен еще ряд вопросов, связанных с усилением организаторской деятельности местных партийных комитетов, государственных и хозяйственных органов. В частности, в июне ЦК КПСС принял постановление «О работе Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР по повышению производительности труда, сокращению сроков и улучшению качества строительства в свете указаний XXV съезда КПСС», в августе — «О работе партийных организаций Горьковского автомобильного завода в условиях производственного объединения». В этих документах, имеющих общепартийное значение, подчеркивается исключительная важность организаторской работы в коллективах, необходимость творческого поиска в труде, в управлении производством. ЦК КПСС обязывает партийные организации усилить внимание к исполнению принятых решений, обеспечить безусловное выполнение директив XXV съезда партии.

Свидетельством пристального внимания ЦК партии к осуществлению принятых решений является постоянный контроль за ходом выполнения постановлений о строительстве КамАЗа, развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР, строительстве Байкало-Амурской магистрали, об охране окружающей среды, по социальным и другим вопросам.

Хорошо налаженный контроль и проверка исполнения являются важнейшим условием успешного претворения в жизнь наших планов, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму. В решениях XXV съезда, постановлениях ЦК КПСС излагается программа деятельности партийных комитетов, первичных парторганизаций, дается четкая ориентация на дальнейшее совершенствование ими организаторской деятельности по осуществлению директив партии и правительства, а также собственных решений по вопросам хозяйственного и культурного строительства, внутрипартийной и идеологической работы.

Задача партийных организаций состоит в том, чтобы уметь всегда находить главное звено в работе, взявшись за которое можно вытянуть всю цепь. В настоящее время таким звеном является дальнейшее повышение уровня организаторской работы, повышение качества контроля за исполнением партийных решений, принимаемых центральными и местными органами.

Партия учит, что проверка исполнения, практическая организация дела — это постоянная и обязательная функция каждого партийного комитета, его бюро и аппарата. Во многих партийных комитетах ныне меньше стали проводить различных заседаний и совещаний, высвободив тем самым силы партийного аппарата на усиление политической и организаторской работы в массах. Для последних лет характерно, что партийные комитеты, организуя выполнение своих решений, нередко непосредственно после их принятия направляют на места бригады или группы работников во главе с секретарями, членами бюро для организации дела и оказания практической помощи. Эти работники вместе с трудовыми коллективами устраняют недостатки, помогают осуществлять конкретные меры, намеченные партийным органом. Такой живой контроль действительно становится неразрывной частью всей организаторской работы, он оказывает большое воздействие на осуществление партийных решений.

В нашей партии и государстве в последние годы сложилось глубокое доверие к работникам всех степеней при неуклонном повышении их ответственности за порученное дело. В этих условиях расширяются функции, повышаются роль и значение контроля, который не только не должен связывать работников по рукам и ногам, а, наоборот, всячески способствовать развитию их инициативы, совершенствованию всей нашей работы. В обстановке большого доверия к кадрам, возросшей взыскательности к труду каждого участника созидательного процесса контроль выступает как помощь в организации работы, в выполнении задач, поставленных партией, как средство повышения дисциплины и ответственности буквально всех работников.

В связи с этим следует подчеркнуть, что у нас действует государственный контрольно-ревизионный аппарат, в котором занято значительное число коммунистов. Именно они, как представители партии в органах государственного, ведомственного контроля, призваны постоянно улучшать качество контрольно-ревизионной работы, всемерно совершенствовать ее, подчиняя главной и основной задаче, о которой сказано выше. Чтобы контроль был всесторонним, глубоко объективным и доброжелательным, партийные организации должны воспитывать у этих коммунистов чувство принципиального, непримиримого отношения ко всяким попыткам обмана государства, к фактам бесхозяйственности, нарушений социалистической законности. Для такого уровня контрольной работы у нас достаточно квалифицированный партийный и государственный аппарат. Нам нужно до конца избавиться от бюрократических форм и методов в контроле, сделать контроль еще более действенным, отвечающим современным требованиям партии.

Суть дела состоит в том, чтобы партийные организации повседневно проявляли внимание к этому наиважнейшему вопросу, способствующему дальнейшему совершенствованию стиля всей партийной и государственной работы и помогающему в выполнении задач, поставленных XXV съездом КПСС.

Местные партийные органы и первичные организации, претворяя в жизнь директивы партии, собственные решения, осуществляют важные социально-экономические задачи. В партийных организациях Москвы, Ленинграда, Украины, Кемеровской области и в ряде других установлен четкий порядок контроля выполнения директив партии и собственных решений. Здесь главное внимание уделяется тому, чтобы проверка исполнения тесно сочеталась с живой организаторской работой, подкреплялась реальными мерами по практическому осуществлению решений партии. Но и сегодня не все еще партийные комитеты проявляют нетерпимость к декларативным, канцелярским приемам руководства. Порой организация дела, деловой контроль и проверка исполнения подменяются заседательской суетой, общими призывами.

Опыт показывает, что уровень руководства, деловитость в партийной работе, исполнительская дисциплина во многом определяются тем, насколько обоснованы принимаемые решения, являются ли они результатом серьезного изучения актуальных проблем и глубокого обобщения практики, или это наспех составленные документы.

К сожалению, еще встречаются факты, когда в некоторых горкомах и райкомах принимается по нескольку сот постановлений в год. Проверка таких партийных комитетов показывает, что многие из принимаемых ими документов неконкретны, никого и ни к чему не обязывают и в конечном итоге не несут ничего полезного, лишь отвлекают аппарат комитета, партийных активистов, хозяйственных работников от живой организаторской деятельности.

Говоря о роли и значении партийных документов, Л. И. Брежнев на Всесоюзном совещании партийных работников 19 мая 1976 года подчеркивал, что при подготовке этих документов необходимо глубоко изучать, обстоятельно прорабатывать вопросы, по которым готовятся проекты решений. Без этого нельзя принять правильного постановления, на деле обеспечивающего решение тех задач, которые ставятся в этом решении. Прежде чем подготовить проект постановления и внести его в партийный комитет, в любую партийную инстанцию, необходимы вдумчивая, глубокая проработка вопроса, знание всех его сторон, как положительных, так и отрицательных.

Известно, что городские и районные комитеты партии призваны в первую очередь вести организаторскую и политическую работу в массах, обеспечивать выполнение задач хозяйственного и культурного строительства непосредственно в трудовых коллективах. Однако сложившаяся кое-где практика не в полной мере способствует этому. К тому же и некоторые обкомы, крайкомы, ЦК компартий союзных республик больше по привычке, чем по необходимости, запрашивают от горкомов, райкомов партии, а последние, в свою очередь, от первичных парторганизаций много всевозможных сведений, справок, информаций, что значительно увеличивает поток бумаг, отвлекает работников от главного — от работы с людьми, от организации самого дела. Причина возникновения ненужных документов остается все та же — бюрократизм. Там, где забывают о борьбе с этим злом, там неизбежно дает о себе знать бумаготворчество, формализм. Партия призывает вести борьбу с бюрократизмом всеми мерами — и организационными, и административными, и воспитательными.

Усиливая внимание к совершенствованию контроля и проверки исполнения, партийные комитеты и первичные партийные организации в последнее время стали больше искать такие формы и методы этой работы, которые в наибольшей мере отвечают современным требованиям.

Контроль и проверка исполнения, как известно, должны охватывать все стороны нашей работы, должны быть связаны с другими формами организационно-партийной и политической деятельности партийных организаций. Велика роль собраний коммунистов в организации контроля исполнения. Будучи высшим органом первичной организации, партийное собрание располагает широкими возможностями для информирования коммунистов об обстановке, для принятия мер, способствующих улучшению дел, для усиления контроля на различных участках хозяйственного и культурного строительства.

Во всех партийных организациях прошли собрания, на которых обсуждались задачи коллективов в свете решений XXV съезда КПСС. Здесь принимались повышенные обязательства, находили поддержку ценные начинания передовиков производства, высказывались предложения и критические замечания, направленные на улучшение организации социалистического соревнования, создание необходимых условий для дальнейшего повышения эффективности производства и качества работы. В настоящее время партийные организации на основе мероприятий, выработанных на собраниях, всемерно развивают соревнование, организуют коллективы на высокопроизводительный труд, налаживают действенный контроль за выполнением государственных планов и принятых обязательств. Именно в первичных парторганизациях связь между принятием решения и его практическим осуществлением особенно тесна, неразрывна. Принимая решение, парторганизация тут же намечает и пути претворения его в жизнь. Ее обязанность — каждодневно нацеливать коммунистов на активную работу по выполнению коллективно выработанного решения.

Во многих первичных организациях действуют комиссии по осуществлению права контроля деятельности администрации. С помощью этих комиссий партийные организации оказывают в конкретной форме влияние на развитие общественного производства, вовлекают коммунистов в дело партийного контроля, воспитывают у них непримиримость к недостаткам. Комиссии при правильном руководстве ими могут выполнять и выполняют большую работу по систематическому контролю за реализацией мероприятий, намечаемых парторганизациями.

Ленинские указания по организации проверки исполнения обязательно предполагают широкую гласность. Это позволяет выявить ценный опыт, обменяться мнениями, подвергнуть критике тех, кто работает вполсилы, недобросовестно. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал значение гласности, которая прежде всего осуществляется через общие собрания рабочих, крестьян. Использование этого средства намного усиливает действенность контроля. Партийные организации сейчас проявляют больше заботы о повышении роли собраний рабочих и колхозников, производственных совещаний. Обсуждение в трудовых коллективах тех или иных хозяйственных и общественных проблем позволяет воспитывать у людей стремление бороться с недостатками, не допускать их впредь.

Важное место в реализации намеченных планов и принятых решений принадлежит профсоюзам, комсомолу и другим общественным организациям. Не дублируя и не подменяя их, партийные органы обязаны всемерно развивать инициативу и активность массовых организаций трудящихся, больше спрашивать за результаты их деятельности с коммунистов, занятых в них. Заметную роль в жизни трудовых коллективов играют также группы и посты народного контроля. Через них рабочие и служащие привлекаются к управлению делами государства, участвуют в организации постоянно действующего и гласного контроля за выполнением директив партии и правительства, наших социально-экономических планов.

Развитию инициативы партийных организаций, усилению их внимания к контролю за выполнением партийных решений в немалой степени содействует хорошо налаженная информация. В последнее время постановка информации снизу вверх и сверху вниз стала более разносторонней и содержательной. Благодаря такой информации партийные комитеты имеют возможность оперативно откликаться на все события, происходящие в первичных парторганизациях, в трудовых коллективах. В свою очередь, партийные массы стали больше знать о повседневной деятельности партийных органов и, следовательно, получили возможность полнее и глубже влиять на эту деятельность.

* * *

Утверждая высокоэффективную роль контроля и проверки исполнения в осуществлении политической линии партии, в совершенствовании всего механизма государственного управления, Коммунистическая партия требует, чтобы контроль возглавляли не второстепенные лица, а ответственные работники, в первую очередь сами руководители.

В последнее время многие партийные комитеты и первичные партийные организации, руководствуясь указаниями и рекомендациями ЦК КПСС, добились здесь заметных результатов. Они воспитывают у хозяйственных и иных руководителей чувство высокой ответственности за порученное дело, повышают требовательность к ним. Успешное выполнение планов девятой пятилетки и прошедших месяцев первого года десятой пятилетки подавляющим большинством промышленных предприятий, колхозов и совхозов, отраслей народного хозяйства свидетельствует, что у руководства нашей экономикой стоят люди, для которых решения партии, ее указания — это святое дело, непреложный закон. Они отдают все свои силы, знания и опыт творческому претворению в жизнь директив партии и правительства.

В свете требований XXV съезда КПСС, партийным организациям с еще большей настойчивостью предстоит совершенствовать методы руководства, воспитывать у каждого работника чувство личной ответственности за успешное ведение дела.

У партийных организаций есть немало способов проконтролировать, как руководители на том или ином участке выполняют принятые решения. Отчет хозяйственника на заседании бюро, партийного комитета, на партийном собрании — это средство действенного контроля за его работой и в то же время одна из форм помощи ему. При обсуждении отчетов важно учитывать, насколько творчески, инициативно относится руководитель к своему делу, ведет ли он его с учетом последних достижений науки, в частности науки управления, или действует по старинке, по инерции, не остановился ли он в своем росте как специалист, не отстал ли от жизни.

«Современный руководитель,— подчеркивалось на съезде,— должен органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем на любом участке руководитель обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и в быту» [4].

Именно такие руководители способны обеспечить успешное решение тех задач, которые стоят ныне перед социалистической экономикой, перед нашим обществом. Долг партийных комитетов состоит в том, чтобы работа с руководящими кадрами непрерывно улучшалась, чтобы повышались критерии при оценке их деятельности. Теперь, как никогда, важно, чтобы на любом участке хозяйственной, государственной, общественной деятельности находились люди широкого политического и культурного кругозора, высокой квалификации, люди, способные глубоко разбираться в коренных проблемах современной жизни, в социальных процессах и явлениях. Каждому руководителю должно быть присуще умение работать с людьми, вести за собой массы.

Важнейшее средство повышения ответственности руководителей — это регулярные выступления их с отчетами перед трудовыми коллективами. Надо заметить, что наша партия использовала эту форму работы с первых лет существования Советского государства. Еще в 1921 году В. И. Ленин советовал «регулярно собирать не только общие собрания для массы рабочих и крестьян, но и деловые отчеты всех ответственных должностных лиц перед массами рабочих и крестьян. Такие отчеты обязательно устраивать не реже раза в месяц с тем, чтобы массе… была предоставлена возможность критики совучреждений и их работы» [5].

Опыт убеждает, что выступления руководителей, должностных лиц в трудовых коллективах поднимают их ответственность за порученное дело. Такая практика в высшей степени полезна, она играет огромную роль в налаживании действенного контроля за выполнением директив партии и правительства. Непосредственное общение руководителя с массами дает возможность проверять эффективность той или иной хозяйственно-организационной меры, вовремя отмечать упущения и недоделки, добиваться безусловного выполнения государственных планов и заданий.

Одна из важных функций контроля — это усиление влияния на деятельность аппарата управления. У нас еще нередки случаи нарушений плановой и финансовой дисциплины, срывов в материально-техническом снабжении, неувязок в поставках строительных материалов, оборудования, топлива, сырья, комплектующих деталей. Весь дух и смысл решений XXV съезда требуют решительной борьбы с подобной практикой. Правильно организованный контроль за выполнением партийных решений, безусловно, поможет изжить узковедомственный подход к делу, покончить с местничеством, перестраховочными тенденциями, с очковтирательством.

Как бы ни была хороша сама по себе та или иная система контроля, тот или иной метод, они останутся пустой формой, мертвой схемой, если люди привыкли действовать лишь по указке сверху, не берут на себя ответственности. Настоящий, действенный контроль несовместим с механическим исполнительством, он обязательно предполагает творческий подход к делу. Л. И. Брежнев критиковал тех работников, которые «стараются уйти от решений, от необходимого в каждом деле разумного риска, от личной ответственности. С самого начала они думают не столько о том, чтобы лучше наладить работу, сколько о том, чтобы оградить себя со всех сторон бумагами на случай возможного срыва. Таких людей в нашем аппарате, конечно, не так уж много. Но и в малом числе они могут принести большой вред» [6].

Необходимо бескомпромиссно выступать против тех работников аппарата управления, которые вместо мобилизации имеющихся резервов выпрашивают у вышестоящих органов более льготные условия для выполнения планов, добиваются уменьшения заданий и продления сроков их исполнения. И сейчас еще кое-где имеют место факты, когда обращаются в вышестоящие органы с просьбами разрешить такие вопросы, которые есть все возможности решать на месте. Встретить можно и таких работников, которые во имя личного спокойствия не считают нужным браться за дела, которые хотя и открывают новые эффективные пути хозяйствования, но сопряжены с преодолением трудностей, с известным риском. Важно воспитывать у людей постоянное стремление думать, искать, идти на разумный производственный риск.

Держать под постоянным контролем работу не только руководителей тех участков, которые отстают, не справляются с планами, но и работу всех должностных лиц — вот чему учит партия. Хорошо поставленная проверка исполнения — надежное средство укрепления дисциплины и организованности, предупреждения возможных срывов и провалов в работе.

К нарушителям партийной и государственной дисциплины нельзя относиться снисходительно потому, что они не только срывают выполнение принятых решений, проваливают дело, которое на них возложено, но и мешают другим продвигаться вперед. Не меньший вред наносят те работники, которые перестают критически оценивать достигнутые результаты, пытаются замазывать недостатки.

Коммунистическая партия, воплощая в жизнь ленинские положения о неразрывной связи контроля с организаторской работой, придает исключительное значение развитию и поддержке народной инициативы. Ныне все большее распространение получают такие стороны организаторской деятельности, как выявление новых прогрессивных приемов и методов труда, обмен опытом, поддержка полезных начинаний. Партия видит свою задачу в том, чтобы такая практика стала достоянием всех партийных комитетов и их руководителей, всех коммунистов.

Всемерно поддерживать народную инициативу, шире распространять опыт передовиков производства, лучших коллективов — долг всех партийных комитетов, всех партийных организаций. И в этой большой работе немаловажное, а подчас и решающее значение имеет правильно организованный контроль исполнения.

Контроль и проверка исполнения неразрывно связаны со всемерным развитием критики и самокритики. На эту сторону обращается внимание в постановлении ЦК КПСС «О состоянии критики и самокритики в Тамбовской областной партийной организации». Когда коммунисты и беспартийные имеют возможность безбоязненно вскрывать недостатки и ошибки, критиковать допускающих недостатки, то тем самым контроль приобретает действительно массовый характер. Глубокий анализ критических замечаний и предложений, писем и заявлений трудящихся, сигналов печати позволяет руководителю видеть полную картину состояния дел на подведомственном ему участке, делать нужные выводы, принимать обоснованные и реальные меры по исправлению положения там, где наметилась опасность невыполнения государственных планов и социалистических обязательств, выявились нарушения партийной и государственной дисциплины.

Организаторская работа по коренному улучшению дела, по устранению выявленных недостатков составляет сердцевину контроля. Конечная цель всех форм контроля состоит в том, чтобы обеспечивать выполнение решений партии, добиваться осуществления тех задач, которые ставит перед собой партийная организация.

Жизнь все более настоятельно диктует необходимость дальнейшего развития и совершенствования контроля во всех областях общественной и производственной деятельности. Речь идет о том, чтобы контроль стал верным, надежным помощником партии в осуществлении ее политического курса. Нам нужен такой контроль, который воспитывает, будит творческую мысль, заставляет искать пути неустанного движения вперед, поднимает работу до уровня высших достижений науки, техники, производства, помогает лучше видеть перспективу нашей созидательной деятельности.

Повседневная жизнь и деятельность партии, всех ее организаций убеждает, что в ленинских принципах организации контроля и проверки исполнения, как составной части организаторской работы, заложена огромная мобилизующая, созидательная сила. Соблюдение этих принципов является важнейшим условием успешного выполнения решений XXV съезда партии.

 


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 367.

[2] См. там же, с. 364—370.

[3] Декреты Советской власти. М., 1971, т. 5, с. 49.

[4] Материалы XXV съезда КПСС, с. 70.

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 43, с. 253.

[6] Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1976, т. 5, с. 74.

Обратная связь