Публикации

К. У. Черненко: Шестьдесят лет творческого воплощения ленинских идей в работе партийного и государственного аппарата

Июнь 1977 г.

ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ
ТВОРЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ЛЕНИНСКИХ ИДЕЙ
В РАБОТЕ ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА

Из статьи,
опубликованной в журнале
«Коммунист»
№ 12, 1977 год

Накануне юбилея Великого Октября будет принята новая Конституция СССР — Основной Закон Советского государства. В ней найдут отражение те огромные перемены, которые произошли у нас в стране, во всем нашем обществе не только за период после утверждения Конституции 1936 года, но и за всю историю Советской власти. Этот документ как бы венчает 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции, озаряет новым светом наше будущее.

Идет всенародное обсуждение проекта Конституции СССР. Оно показывает высокую степень гражданской, политической зрелости советских людей, их подлинную заинтересованность в том, чтобы новый Основной Закон провозглашал и закреплял все наиболее существенные аспекты наших великих достижений и открывал захватывающие перспективы. Да иначе не может и быть: ведь советский народ — полновластный хозяин своей страны. Будущую Конституцию можно без преувеличения назвать плодом коллективного разума миллионов, документом самой высшей демократии, законом народа для блага народа. В ходе обсуждения проекта долголетняя работа ученых-правоведов, историков, экономистов, социологов, усилия работников партийного и государственного аппарата будут помножены на массовое конституционное творчество граждан Советского Союза.

Каждая строка этого исторического документа убедительно говорит о торжестве марксистско-ленинского революционного учения, о величайших завоеваниях первого в мире социалистического общенародного государства, достигнутых под руководством КПСС.

Для нас, советских людей, коммунистов и беспартийных, ленинизм — вечно живой родник, из которого мы черпаем идеи и мудрые советы. И тот факт, что в новой Конституции СССР будет запечатлено имя Владимира Ильича Ленина, не только дань уважения и признательности великому основателю первого в мире социалистического государства, но и свидетельство верности партии и народа его бессмертным заветам, его революционному делу.

I

Великая Октябрьская социалистическая революция, 60-летие которой отмечают в этом году наш народ и все прогрессивное человечество, положила начало новой, социалистической эре. Исторический выстрел «Авроры», послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, возвестил о конце старой буржуазно-помещичьей государственной машины с ее бюрократическим чиновничьим аппаратом и всевозможными средствами угнетения и подавления народных масс.

Вместе с победой революции создавались новые, доселе неведомые органы власти и управления, возникла Республика Советов. Она крепла, мужала, набиралась опыта в жестоких схватках с врагами революции, в повседневной созидательной практике социалистических преобразований. За годы Советской власти органы управления, их аппарат превратились в руках партии и народа в могучий рычаг по осуществлению грандиозных задач социалистического и коммунистического строительства.

История создания и развития советского партийного и государственного аппарата неразрывно связана с именем великого Ленина. Глубоко символично прозвучало его первое обращение к трудящимся сразу после победы Октября. На заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 года Ленин сказал, что значение Октябрьской революции прежде всего «состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создадут власть. В корне будет разбит старый государственный аппарат и будет создан новый аппарат управления в лице советских организаций».

В. И. Ленин теоретически разработал политические и организационные основы партийного и государственного аппарата, определил главные задачи и функции и был первым его создателем. В ленинских документах содержится обоснование принципа демократического централизма, четко сформулированы требования к партийному и государственному аппарату: соответствие политическим и хозяйственным задачам, решаемым партией и Советским государством, неукоснительное проведение партийной политики, тесная связь с массами, верное служение трудовому народу, всемерное соблюдение интересов социалистического общества. Он определил важнейшие качества, которыми непременно должен обладать партийный и государственный аппарат: распорядительность, исполнительность, четкость, оперативность, слаженность.

Уделяя огромное внимание разработке проблем управления, деятельности партийного и государственного аппарата, Ленин в первую очередь исходил из практической целесообразности тех или иных преобразований, требовал тщательно проверять их эффективность на практике и в то же время учитывать перспективу развития, конечные цели движения. Он обладал исключительной способностью замечать все новое, передовое, смело пересматривал устаревшую структуру управления, корректировал ее, уточнял, дополнял, приводил в соответствие с конкретными условиями практики. В феврале 1921 года Ленин выдвинул проект создания Государственной плановой комиссии, определил задачи Госплана, направлял всю его деятельность.

Известно, какую поистине титаническую работу проводил Ленин по подготовке декретов, постановлений и других материалов. Загруженный колоссальной партийной и государственной работой, Председатель Совнаркома тем не менее писал, редактировал, исправлял огромное количество документов. Сохранились рукописи 47 проектов постановлений СНК, составленные им лично в период с ноября 1917 по март 1918 года. За это время он написал, подписал или утвердил более 300 различных правительственных актов.

В. И. Ленин не раз обращал внимание на то, что небрежно отредактированное решение, недостаточно обоснованные, неточные положения могут дезорганизовать работу. Он требовал «обратить сугубое внимание на необходимость более осторожной, тщательной и обдуманной подготовки текста декретов».

При всех различиях и особенностях форм и методов деятельности партийного и государственного аппарата их объединял, цементировал, укреплял их творческую взаимосвязь ленинский стиль работы. Если попытаться коротко сформулировать наиболее важные из требований этого стиля, то можно было бы сказать о следующих. В первую очередь это единство теории и практики, научный подход, глубокое изучение объективных процессов и явлений в жизни общества, выбор наиболее эффективных путей социалистического и коммунистического строительства. Затем надо подчеркнуть такое важное требование ленинского стиля, как сочетание революционного размаха с коммунистической деловитостью, оперативностью и конкретностью руководства. Ленинский стиль работы немыслим без тесной связи с массами, строгого соблюдения принципа коллективности руководства и персональной ответственности за порученное дело, проявления инициативы и чувства нового.

Следуя этим требованиям, воспитанные на живых примерах ленинской практики, работники партийного и государственного аппарата успешно выполняют возложенные на них обязанности, неуклонно осуществляя политику КПСС, являясь ее верной опорой и надежным проводником ее планов в жизнь.

В процессе возрастания руководящей роли Коммунистической партии в жизни советского общества осуществлялся творческий поиск наиболее рациональных форм организации партийного аппарата, позволяющих партийным комитетам эффективно выполнять функции политического руководства. В результате сложился ныне действующий, стабильный, организационно крепкий, немногочисленный аппарат партийных органов как в центре, так и на местах, с помощью которого партия осуществляет руководство многосторонней, всеобъемлющей работой по коммунистическому строительству.

Большое принципиальное значение для совершенствования партийного аппарата и его деятельности имели решения октябрьского (1964 года) Пленума ЦК КПСС, который осудил допускавшиеся ошибки в руководстве развитием экономики, неоправданные перестройки партийных, советских и хозяйственных органов, принял энергичные меры по восстановлению ленинских норм партийной жизни и принципов руководства, по укреплению связи партии с широкими массами трудящихся. Пленум оказал огромное положительное влияние на все стороны жизни и деятельности партии и государства, явился ярким свидетельством единства КПСС, ее политической зрелости, умения смело и решительно устранять все, что мешает движению вперед.

Постоянные неослабные усилия партии, направленные на улучшение государственного аппарата, в первую очередь связаны с активизацией деятельности Советов всех ступеней, повышением роли органов народной власти, расширением их прав, укреплением их материально-финансовой базы. Советы и их органы с каждым годом все более активно воздействуют на различные сферы общественной жизни, на развитие экономики и культуры, подъем народного благосостояния, улучшение социально-бытового обслуживания населения, укрепление социалистической законности и охраны общественного порядка.

Меры, принимаемые в последние годы по совершенствованию управления народным хозяйством, серьезно сказываются на деятельности аппарата управления: улучшается и упрощается его организационная структура; смело решаются вопросы максимального приближения управления к производству; расширяются хозрасчетные отношения; повышаются требования к экономической обоснованности принимаемых решений; создаются реальные предпосылки для более широкого внедрения современной оргтехники, средств связи, автоматизированных систем управления; растет культура управленческой работы.

Сейчас, в дни всенародного обсуждения проекта новой Конституции, с особым вниманием рассматриваются вопросы дальнейшего улучшения аппарата управления. Впервые в конституционной практике проект Основного Закона так глубоко и многосторонне затрагивает проблемы эффективности работы государственных органов, хозяйственного управленческого аппарата. В этом заложен глубокий смысл: расширение прав и возможностей участия советского народа в управлении государством неразрывно связано с четкостью, распорядительностью, оперативностью и компетентностью работников управленческого аппарата, призванного быть связующим звеном власти с широкими народными массами.

В проекте Конституции уделено большое внимание основе политической системы СССР — Советам. В нем, в частности, указывается, что Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР. Местные Советы решают не только все вопросы местного значения, но и в пределах своих прав контролируют и координируют деятельность всех организаций на своей территории. Особо отмечен систематический характер контроля Советов за исполнительными и распорядительными органами, за деятельностью организаций и должностных лиц.

Касаясь этого вопроса, товарищ Л. И. Брежнев подчеркивал на заседании Президиума Верховного Совета СССР 17 июня 1977 года: «Коммунистическая партия всегда исходила из того, что любой наш Совет есть частица верховной власти, что он не только наделен полномочиями решать все вопросы, отнесенные к его компетенции, но и выступает как проводник общегосударственных решений. Это, товарищи, исключительно важный принцип. Такое единство высших и местных органов, опора верховной власти на инициативу мест отражают главную суть Советов — их неразрывную связь с народными массами».

Характеризуя систему и порядок формирования государственных органов СССР, их компетенцию и взаимоотношения, проект Конституции исходит из того, что развитию советского государственного механизма присущи преемственность и стабильность, что этот механизм, весь наш аппарат управления доказали свою жизненность и эффективность. В то же время подчеркивается, что развитое социалистическое общество требует дальнейшего совершенствования всех органов государства. В проекте закреплено такое важное начало социалистической экономики, как сочетание планового централизованного руководства с хозяйственной инициативой коллективов предприятий и объединений. Новая Конституция позволит миллионам советских людей еще активнее включиться в управление обобществленной экономикой, в контроль за работой государственного аппарата, что и является воплощением в жизнь ленинской идеи подлинного народовластия в нашей стране.

II

Дальнейший подъем уровня деятельности, повышение авторитета партийного и государственного аппарата связаны с решениями XXIII, XXIV, XXV съездов КПСС, пленумов ЦК. В партийных документах этого периода содержится ряд принципиальных теоретических положений и практических установок о работе аппарата, творчески развивающих ленинские идеи о стиле партийной и государственной работы и научном подходе к ней с учетом возрастающей роли партии в условиях развитого социализма.

Широкую программу деятельности в этом направлении разработал XXV съезд партии. В Отчетном докладе ЦК КПСС съезду подчеркивается, что сегодня речь идет о том, чтобы привести всю систему государственного управления, хозяйственный механизм в соответствие с новыми задачами, которые стоят перед страной, поднять его на качественно новый уровень, повысить его эффективность.

Примером последовательного соблюдения ленинских норм и требований, обогащения партийного стиля работы является повседневная практическая деятельность высших органов нашей партии по претворению в жизнь решений XXV съезда КПСС, планов десятой пятилетки. Исключительная их организованность, оперативность и ритмичность в работе способствуют строго планомерному и последовательному решению всех важных вопросов экономической и политической жизни страны.

После съезда состоялось три Пленума Центрального Комитета КПСС. Октябрьский (1976 года) Пленум, его материалы, в которых сформулированы главные задачи партии по осуществлению предначертаний съезда, положены в основу деятельности всех партийных, советских и хозяйственных органов. Документы Пленума играют важную мобилизующую и организующую роль. Они стали новым импульсом в работе партийных организаций, всех трудящихся.

Как событие огромной политической важности встретили коммунисты, все граждане нашей страны решения майского (1977 года) Пленума ЦК КПСС. Доклад товарища Л. И. Брежнева о проекте Конституции СССР на этом Пленуме — выдающийся теоретический и политический документ, принципиальные положения, обобщения и выводы которого носят программный характер, являются этапным событием в развитии марксизма-ленинизма в современных условиях. Документы майского Пленума ЦК КПСС имеют огромное теоретическое и практическое значение для решения задач коммунистического строительства на современном этапе, являются конкретным и убедительным свидетельством того, как ленинские идеи о Конституции, о демократии, о развитии нашего государства, о создании коммунистического общества претворяются в жизнь.

Приступив сразу же после XXV съезда КПСС к реализации выдвинутых им идей, Центральный Комитет партии, его Политбюро и Секретариат, следуя ленинским принципам и традициям, наметили конкретные меры, определили в целом ряде постановлений ЦК, принятых в этот период и охватывающих широкий круг вопросов политического, экономического, организационного характера, пути и средства выполнения съездовских решений.

Центральный Комитет, его Политбюро не только вырабатывают и обеспечивают единый политический курс, но и посредством конкретных директив, учитывающих специфику той или иной области государственного управления, той или иной отрасли народного хозяйства, направляют партийные и советские органы, их аппарат на осуществление намеченных планов.

Неоценимое значение для дальнейшего совершенствования работы партийного и государственного аппарата имеют всесоюзные совещания партийных работников.

На совещании 1976 года, в частности, подчеркивалось, что партийные органы призваны постоянно искать и находить новые методы работы, которые обеспечивали бы наибольшую отдачу, совершенствовать стиль, проявлять больше инициативы, внимательно относиться ко всему передовому, распространять положительный опыт. Отмечалась важность обстоятельной подготовки постановлений партийных комитетов, обращалось внимание на необходимость предварительного глубокого изучения и проработки вопросов, по которым готовится проект решения. Прежде чем внести проект на рассмотрение партийного комитета, необходимо вдумчиво исследовать проблему. Надо аргументированно доказать политическую целесообразность и экономическую обоснованность вносимых предложений; следует предлагать несколько вариантов решения того или иного вопроса, чтобы иметь возможность выбрать оптимальный.

Генеральный секретарь ЦК в своем выступлении на совещании указал на необходимость сокращения бумажного потока в партийные органы, на то, что многие документы и текущие материалы могли бы быть рассмотрены и решены соответствующими министерствами, ведомствами, центральными учреждениями. В этих случаях партийные комитеты не отвлекались бы от важных политических и идеологических вопросов, экономических проблем, на которые действительно нужно затратить силы и время.

Эти указания были встречены в партийных организациях с глубоким удовлетворением и восприняты как практическое руководство к действию. ЦК компартий, крайкомы и обкомы партии обсудили их на совещаниях первых секретарей горкомов и райкомов, партийных собраниях, семинарах и совещаниях партийных работников. Проблемы улучшения работы аппарата управления, укрепления партийной и государственной дисциплины в свете решений XXV съезда КПСС повсеместно рассмотрены на совещаниях руководящих работников республиканских министерств и ведомств, краевых и областных управлений и организаций. Эти меры направлены на дальнейшее совершенствование стиля и методов деятельности аппарата во всех звеньях партии, во всех государственных органах, на повышение ответственности кадров за порученное дело. И практика показывает, что они дают плодотворные результаты.

Партийные комитеты, их аппарат все более эффективно сочетают организационно-партийную и партийно-политическую работу с решением конкретных хозяйственно-политических и социальных задач. Научно, со знанием дела подходя к проблемам экономики, они мобилизуют коммунистов, трудящихся на дальнейший подъем всех отраслей общественного производства, повышение его эффективности.

В широком диапазоне деятельности партийного и государственного аппарата нет такого участка, который бы не был связан с подготовкой, прохождением и исполнением решений. Совершенствование аппарата управления, форм и методов его влияния на решение экономических и социальных задач неразрывно связано с улучшением работы с документами. Наше время характеризуется колоссальным объемом информации и не меньшей потребностью в ее глубоком систематическом анализе, в научной обоснованности выводов и практических рекомендаций. Чтобы не оказаться в плену бумаг, нужна четкая, научная система работы с документами. Определенный положительный опыт в этом направлении накоплен в ряде местных партийных организаций.

Ленинградский обком КПСС настойчиво внедряет единый подход в работе с документами, начиная от аппарата обкома и кончая первичной партийной организацией. Регламент работы аппарата обкома, например, включает в себя конкретные требования, нормы и правила взаимодействия всех его подразделений. Эти положения тщательно продуманы и взвешены, они затрагивают все основные процессы работы с документами, не оставляют места неопределенности, четко указывают обязанности работников.

Осуществляется строгий контроль за соблюдением предусмотренных регламентом норм и требований. Ежемесячно анализируется ход выполнения постановлений и поручений секретарей обкома. По итогам каждого квартала сведения о состоянии этой работы докладываются первому секретарю обкома КПСС. Итоги работы за каждый год рассматриваются секретариатом на совещаниях и партийных собраниях работников обкома. Это дает положительные результаты. Сегодня в аппарате обкома практически все документы исполняются в установленные сроки.

Важно подчеркнуть, что и в большинстве горкомов и райкомов КПСС Ленинградской области обеспечивается своевременность исполнения и высокое качество работы с документами; за последние годы удельный вес документов, исполненных с нарушением сроков, в горкомах и райкомах снизился в 3 раза.

Совершенствование работы партийного аппарата самым непосредственным образом связано с организацией контроля, проверки исполнения решений, исполнительской дисциплиной.

Усиление контрольных функций партийного и государственного аппарата всегда находится в центре внимания партии. На XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев сказал: «Каждому ясно, что принятые решения должны выполняться. Ведь решения партии — это ее коллективная воля, концентрированный опыт масс. Однако иногда бывает, что некоторые решения по причине слабого контроля не исполняются или исполняются неточно, неполно…

Контроль и проверка исполнения принятых решений — важнейшая часть организаторской работы. Это — дело каждого партийного, советского и хозяйственного руководителя, каждого партийного органа, каждой первичной парторганизации».

В современных условиях, когда функции партийного и государственного аппарата расширяются главным образом за счет роста объема управленческой работы, само понятие контроля приобретает новый характер: оказание практической помощи, организация исполнения на месте, обобщение и внедрение передового опыта, эффективных приемов труда, то есть связывается с непосредственной организаторской работой по осуществлению той или иной директивы. И в то же время контроль предусматривает высокую исполнительскую дисциплину, персональную ответственность работника за порученный участок.

Партийные комитеты накопили большой опыт работы по контролю и проверке исполнения. Вопросы о ходе выполнения важнейших решений партии и правительства, собственных постановлений регулярно рассматриваются на пленумах партийных комитетов; на заседаниях бюро и секретариатов в порядке контроля систематически заслушиваются отчеты руководителей партийных, советских и хозяйственных органов и т. д. Совершенствуется контрольная работа горкомов и райкомов партии, она приобретает все более конкретные формы и в первичных партийных организациях.

Для многих первичных парторганизаций характерны конкретность и целеустремленность, плановость работы, систематический контроль и проверка исполнения, высокая ответственность за выполнение каждого принятого решения. В 1976 году бюро Челябинского обкома партии рассмотрело вопрос «О работе партийной организации Челябинского электролитного цинкового завода имени Кирова с документами в свете требований XXV съезда КПСС» и одобрило ее деятельность.

Особое внимание здесь уделяется постановлениям партийных комитетов. Разработан и утвержден на заседании парткома единый порядок контроля за исполнением постановлений вышестоящих партийных органов и своих собственных решений. Как правило, по таким документам разрабатываются мероприятия парткома, а по необходимости — совместный план мероприятий парткома, завкома профсоюза, комитета ВЛКСМ и хозяйственного руководства завода. В нем обязательно указываются сроки и ответственные за исполнение каждого пункта; контроль за ходом выполнения мероприятий возлагается на секретаря парткома или его заместителей. Документы снимаются с контроля только после выполнения мероприятий и обсуждения на заседании парткома итогов этой работы.

Контроль за исполнением решений общезаводских партийных собраний осуществляется парткомом, который информирует коммунистов о ходе их реализации на каждом очередном партийном собрании. Такой подход партийного комитета к работе с документами позволяет ему предметно и целенаправленно строить работу всей парторганизации, помогает поднять значимость и действенность партийного решения, личную ответственность и исполнительскую дисциплину каждого коммуниста.

Ленинское требование четкого разграничения функций партийного, государственного руководства и хозяйственного управления закреплено в Уставе нашей партии. Смешение функций, подмена партийными организациями государственного и хозяйственного аппарата, как правило, приводят к ненужным осложнениям.

Руководство деятельностью государственных организаций и хозяйственных органов партия осуществляет не путем вмешательства в их оперативные функции, а сосредоточением своих главных усилий на работе с кадрами, повышением требовательности к ним, организацией проверки исполнения, развитием активности коммунистов и всех трудящихся. Если же партийный комитет берет на себя функции какого-либо хозяйственного органа, то он так или иначе лишает себя возможности в полной мере осуществлять свою организаторскую и политическую роль.

В этой связи хочется обратить внимание на следующее. В партийные комитеты поступает значительное число документов и просьб от организаций, ведомств, предприятий и учреждений. Во многих случаях целесообразность их не вызывает сомнения. В них поднимаются актуальные вопросы, содержится ценная информация. Однако направление в партийные комитеты многих документов нередко связано со стремлением отдельных руководителей перенести решение текущих хозяйственных вопросов в партийные органы, «просигналить» им и тем самым как бы снять с себя ответственность за порученное дело и за возможные неудачи в будущем.

Меры, принимаемые партийными, советскими и хозяйственными органами по совершенствованию стиля работы, сокращению потока подобных бумаг, дают ощутимые положительные результаты в том случае, если они носят не эпизодический, а плановый, систематический и, главное, целенаправленный характер, как это имеет место, например, в Горьковском обкоме партии. Здесь организован систематический тщательный анализ поступающей корреспонденции. На основании этого анализа отделы обкома дают принципиальную оценку целесообразности постановки авторами вопросов именно перед областным комитетом КПСС, принимают меры к устранению причин, порождающих обращения в партийные органы без прямой на то необходимости. Например, одно время в обком поступало много писем, просьб, телеграмм по вопросам строительства. Отделы обкома основательно изучили состояние контроля исполнения партийных решений в управлении «Главволговятскстрой». Результаты были рассмотрены бюро обкома. Принятые меры помогли руководителям строительных организаций повысить самостоятельность, инициативу и ответственность аппарата управления. Хозяйственники стали решать больше вопросов на местах, а также в вышестоящих организациях и ведомствах. Причем эффективность и своевременность разрешения наболевших проблем возросли. Сократилась ненужная переписка. В 1976 году в обком партии поступило в 8 раз меньше писем и просьб от строительных организаций, чем в предыдущем.

В речи на XVI съезде профсоюзов товарищ Л. И. Брежнев, подчеркивая необходимость дальнейшего совершенствования управленческой работы, говорил: «…курс партии на эффективность и качество имеет прямое отношение и к стилю всей нашей общественной, в том числе и профсоюзной работы… Давайте прикинем, не слишком ли часто, не слишком ли подолгу мы заседаем? Не слишком ли много плодим мы различных бумаг — распоряжений, решений, постановлений,— забывая подчас проверить, что же меняют эти бумаги в самой жизни?»

В этом высказывании содержится важнейший критерий деятельности любого министерства, ведомства, любого из их подразделений: ее надлежит оценивать по реальным результатам.

Недавно Секретариат Центрального Комитета КПСС, рассмотрев записку Общего отдела ЦК, принял постановление «О мерах по усилению контроля за сроками исполнения постановлений и поручений ЦК КПСС». В этом документе подчеркивается, что ответственность за четкое и своевременное выполнение постановлений и поручений ЦК КПСС, эффективность осуществляемого контроля возлагается на отделы ЦК и руководителей министерств, ведомств и организаций. Установлено, что о не исполненных в срок документах и причинах их невыполнения соответствующие органы докладывают Секретариату ЦК.

Укрепление единства слова и дела, повышение уровня работы государственного и хозяйственного аппарата, совершенствование его стиля и методов — постоянная забота партийных органов. Принципиальная партийная требовательность всегда благотворно сказывается на работе кадров. Сошлемся на пример.

В апреле текущего года бюро Оренбургского обкома партии рассматривало вопрос «О мерах по выполнению указаний Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева о дальнейшем совершенствовании стиля и методов работы партийных, советских и хозяйственных организаций». На его заседании приводились многие факты подмены живого дела всякого рода заседаниями. Например, 31 марта 1977 года (последний день квартала) генеральный директор Оренбургского шелкового объединения приглашался в 16 часов в горисполком по вопросу дорожного строительства, в 16 часов 30 минут — на заседание штаба по строительству жилья, в 17 часов — на заседание комитета народного контроля. Анализ показал, что руководящие работники этого объединения около 30 процентов рабочего времени тратят на участие в различных заседаниях. Между тем в работе объединения имеются недостатки, приводящие подчас к срыву выполнения государственного плана.

Думается, что постановление бюро обкома КПСС окажет положительное воздействие на стиль работы партийных, советских и хозяйственных органов области.

В условиях централизованного отраслевого управления промышленностью и строительством, при ограниченных возможностях влияния местных советских и хозяйственных органов на деятельность предприятий, подчиненных союзным министерствам, обкомы, крайкомы и ЦК компартий союзных республик согласуют и решают известный круг проблем непосредственно с центральными органами. Они нередко ставят перед Госпланом и Госснабом СССР или союзными министерствами перспективные вопросы, выдвигают предложения, отражающие направления долговременного экономического и социального развития региона. Такое положение вполне закономерно. Но другое дело, когда партийному аппарату приходится постоянно заниматься несвойственными ему оперативными делами предприятий, строек, вопросами технологии производства, материально-техническим снабжением. Это только на руку безынициативным, стремящимся спрятаться «за широкой спиной» партийного комитета хозяйственникам. При современных масштабах народного хозяйства производственные задачи непрерывно усложняются, хозяйственному руководителю любого уровня недостаточно быть только хорошим исполнителем. Воспитание у руководителей творческой инициативы, потребности постоянно смотреть вперед, мыслить масштабно, настойчиво искать и находить пути и возможности для повышения эффективности производства — в этом одна из первоочередных задач партийных комитетов и их аппарата.

Современный руководитель должен обладать социалистической предприимчивостью, стремлением к активной деятельности, умением настойчиво добиваться решения назревших задач, а не надеяться на опеку. Это особенно важно сегодня, когда разработаны и успешно осуществляются на практике генеральные схемы управления отраслями, предусматривающие двух- и трехзвенную структуру. Уже создано и работает более 3 тысяч производственных и научно-производственных объединений, что требует значительного изменения традиционных форм работы министерств, ведомств, отраслевых управлений. В связи с этим осуществляются комплексные меры по совершенствованию стиля и методов их деятельности по укреплению государственной дисциплины, усилению контроля за работой объединений и отделов, повышению персональной ответственности кадров за выполнение государственных планов, постановлений партии и правительства, собственных решений. Эти вопросы находятся в центре внимания коллегий и партийных комитетов.

Значительный опыт в осуществлении контроля и проверки исполнения накоплен контрольными инспекциями ряда министерств и ведомств. Например, в практику работы инспекции по контролю Госплана СССР прочно вошел систематический и эффективный контроль за сроками и качеством исполнения документов с поручениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР. Инспекция дважды в месяц информирует председателя Госплана СССР, его заместителей о ходе исполнения поручений; ежемесячно представляет перечень документов с поручениями директивных органов, сроки исполнения которых истекают в предстоящие 15 дней. Инспекция работает в тесном контакте с группами и постами народного контроля. Результаты различных проверок они докладывают на заседаниях коллегии, партийного и профсоюзного комитетов, на совещаниях в отделах Госплана СССР.

В Министерстве приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР на протяжении ряда лет успешно действует автоматизированная система управления, которая, в частности, с успехом используется и для контроля. С ее помощью исполнители заблаговременно получают напоминание о приближении сроков исполнения поручений, контролирующие звенья — информацию о ходе выполнения задания, а руководство — обобщенные аналитические данные о состоянии исполнительской дисциплины в подчиненных подразделениях.

Вместе с тем еще немало примеров, когда министерства, ведомства и организации медленно решают вопросы совершенствования и удешевления аппарата, внедрения прогрессивных методов и форм работы. Успех этого дела во многом зависит от уровня деятельности партийных комитетов министерств и ведомств. Их долг — настойчиво добиваться совершенствования стиля работы во всех звеньях аппарата, воспитывать коммунистов и всех работников в духе высокой ответственности за порученное дело, полнее использовать право контроля, предоставленное им Уставом КПСС, решительно выступать против фактов нарушения государственной дисциплины, бесхозяйственности, непродуманных решений. Работники аппарата министерств и ведомств призваны быть поборниками всего нового, передового, проявлять дальновидность, точный расчет, обеспечивая единую техническую политику и эффективное использование государственных ресурсов для выполнения народнохозяйственных планов.

III

КПСС всегда видит главный источник своей силы, залог всех своих побед в неразрывной связи с народом, в умении воодушевлять и организовывать массы на борьбу за построение коммунизма. В тесной связи с трудящимися массами — основа действенного влияния партийного и государственного аппарата.

Верная ленинская заветам, Коммунистическая партия подняла миллионы и миллионы рядовых тружеников к управлению всеми делами общества. Каждый день трудящиеся нашей страны самым непосредственным образом участвуют в этом важном, ответственном и почетном деле. Более 2 миллионов передовых людей страны — депутаты Советов являются носителями государственной власти. Почти 30 миллионов человек представляют собой актив Советов, добровольно помогают в решении задач государственного руководства. 9 миллионов трудящихся работают в органах народного контроля. Все это яркие проявления подлинной социалистической демократии.

Выражением неразрывной связи КПСС с широкими массами являются также письма и заявления трудящихся, с которыми они обращаются к партии через ее органы. Сегодня нет такого события в жизни партии и народа, которое бы не нашло своего отражения в письмах, телеграммах, поступающих в адрес Центрального Комитета КПСС.

Высокая политическая сознательность советских людей, животворная сила социалистического демократизма с особой силой проявились в дни подготовки и работы XXV съезда КПСС. В это время в ЦК пришло более 600 тысяч писем и телеграмм. В адрес съезда поступало до 25 тысяч писем в день.

Нескончаемым потоком идут письма в Центральный Комитет КПСС, в местные партийные органы в дни всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР. В них трудящиеся высказывают единодушное одобрение проекта Основного Закона, отзываются о нем как о документе огромного теоретического и политического значения, обладающем могучим жизненным потенциалом, выражают сердечную благодарность Центральному Комитету КПСС за огромную заботу о благе советского народа.

Читая эти письма, убеждаешься, что в них раскрывается душа советского человека, его преданность делу коммунизма, его искреннее, доверительное отношение к партии, к ленинскому ЦК. Авторы делятся заботами и радостями, иногда огорчениями, вносят конкретные предложения о том, как улучшить нашу работу. Всякий раз, соприкасаясь с этими человеческими документами, проникаешься гордостью за советского человека, который поднялся до глубокого понимания общегосударственных, общепартийных задач.

В. И. Ленин видел в письмах трудящихся важный канал широкой связи с массами и одну из форм действенного контроля народа за ходом социалистического строительства, помощи партийным и государственным органам в управлении страной. Письма и устные обращения помогали Владимиру Ильичу достоверно знать настроения масс, нужды и чаяния простых людей, отношение народа к мероприятиям Советской власти.

Выработанные Лениным принципы, стиль, содержание и формы работы с письмами и заявлениями трудящихся служат руководством для партийного и государственного аппарата. КПСС на XXIII, XXIV, XXV съездах уделила большое внимание этому вопросу. Многие предложения и пожелания, содержащиеся в письмах трудящихся, были использованы при подготовке документов XXV съезда КПСС, учтены при разработке Основных направлений развития народного хозяйства на 1976—1980 годы, постановлений ЦК и Совета Министров СССР. С большой душевной теплотой отзывался о письмах Л. И. Брежнев на XXV съезде:«Одной из важных форм связи нашей партии и ее Центрального Комитета с массами являются письма трудящихся. Число их неуклонно увеличивается, отражая растущую общественную активность советских людей. В них выражается поддержка политики партии, высказываются мнения по многим коренным вопросам жизни партии и государства».

Не случайно одним из первых общепартийных документов, принятых Центральным Комитетом КПСС и опубликованных в печати после съезда, было постановление ЦК «О дальнейшем совершенствовании работы с письмами трудящихся в свете решений XXV съезда КПСС».

Этот документ проникнут огромной заботой об интересах и нуждах граждан. В нем подчеркивается, что совершенствование форм и методов работы с письмами находится в прямой связи и зависимости с оперативной информацией населения о внутренней и внешней политике нашей партии и государства, разъяснением задач хозяйственного и культурного строительства, улучшением правового воспитания населения, повышением культуры работы аппарата управления.

В одном из выступлений перед партийными работниками Л. И. Брежнев подчеркивал, что работа с письмами — это не просто их чтение и раскладывание по полочкам или рассылка по соответствующим министерствам и ведомствам. Эта работа предполагает глубокий анализ вопросов, которые поднимают трудящиеся, обобщение и подготовку выводов для руководящих органов.

В 1976 году на основе анализа содержания писем, поступивших в ЦК КПСС, подготовлено и доложено Политбюро ЦК более 40 обзоров, записок и справок. По ряду из них были приняты соответствующие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

За последние годы значительно изменился характер писем. Ныне большинство из них — это письма-отчеты о выполнении взятых обязательств, конкретные пожелания по тем или иным вопросам. Характерно, что многие предложения вносятся сейчас трудовыми коллективами, передовиками, новаторами производства, научными работниками. В письмах послесъездовского периода трудящиеся дают высокую оценку мерам, направленным на повышение уровня партийного руководства экономикой и культурой, улучшение организаторской и политической работы в трудовых коллективах. Авторы ставят вопросы о повышении эффективности общественного производства и качества работы. С учетом многочисленных проблем, пожеланий и предложений, содержащихся в письмах, Госплан СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Академия наук СССР разрабатывают предложения об основных принципах государственной системы управления качеством продукции.

В ЦК КПСС поступали письма о недостатках в снабжении населения промышленными товарами, о необходимости улучшения качества и расширения ассортимента продукции легкой промышленности. С учетом этого Госпланом СССР совместно с Министерством торговли СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами были подготовлены и внесены в Совет Министров СССР предложения о развитии в 1976—1980 годах производства товаров массового спроса и о мерах по повышению их качества.

Письма населения нередко выступают как эффективная форма контроля и проверки исполнения решений партии и правительства. Вот конкретный пример. В коллективном письме работники химкомбината «Россия» Ростовской области сообщали о неудовлетворительном выполнении постановления Совета Министров СССР об охране окружающей среды. Изложенные в письме факты, проверенные Комитетом народного контроля СССР, в основном подтвердились. Меры приняты. Соответствующие министерства доложили об ускорении строительства очистных сооружений на подведомственных предприятиях.

По примеру ЦК КПСС партийные, советские органы на местах уделяют большое внимание корреспонденции трудящихся. В прошлом году вопросы работы с письмами были обсуждены на 9 пленумах, рассматривались на 273 заседаниях секретариатов обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик. Расширилось использование высказываемых в письмах предложений и критических замечаний. Например, трудящиеся ряда населенных пунктов Башкирской АССР жаловались на низкий уровень медицинского обслуживания. Совет Министров республики организовал проверку работы учреждений здравоохранения в 24 городах и районах. На основании полученных данных Совет Министров принял постановление «О серьезных недостатках в медицинском обслуживании населения Башкирской АССР». Принятые меры позволили поднять уровень работы учреждений здравоохранения в республике.

Подобные примеры говорят о возрастающем влиянии письменных и устных обращений трудящихся в партийные и государственные органы на решение конкретных задач экономического, социального и культурного строительства, на дальнейшее совершенствование работы аппарата управления. Это одна из форм активного участия трудящихся в управлении государством. И все же в ЦК КПСС, местные партийные и советские органы продолжают поступать письма, жалобы по многим наболевшим вопросам. Например, в ЦК приходит значительное количество просьб по вопросам жилья. Правда, сегодня они носят иной характер, чем несколько лет назад. Многие заявители, например, ставят вопрос не просто о выделении им жилья, а об улучшении жилищных условий, предоставлении отдельных благоустроенных квартир с улучшенной планировкой, высоким качеством строительных и отделочных работ.

Встречаются факты, когда заявители, прежде чем написать в вышестоящий орган, в том числе и в ЦК КПСС, неоднократно и безрезультатно обращались с обоснованными просьбами в местные инстанции, и только после вмешательства из центра такого рода просьбы удовлетворялись, причем силами самих же местных организаций. Подобные факты — тревожное и весьма нежелательное явление. Безусловно, никому не заказано в любое время и по любым вопросам обращаться в вышестоящие органы. Но если бы на месте своевременно и внимательно подошли к заявлению, проявили должную настойчивость, вопрос решился бы без лишней траты времени и сил. Именно в таком отношении к письмам и заявлениям трудящихся заключается одно из принципиальных требований к работе аппарата партийных и советских органов.

Постоянное и неослабное внимание к письмам коммунистов и беспартийных, содержащимся в них предложениям, замечаниям и просьбам — одно из непременных условий воплощения в жизнь демократических принципов социалистического общества, обеспечения широкого участия граждан в управлении государством. И чем выше будет уровень деятельности всех звеньев партийного и государственного аппарата в этом направлении, тем полнее будут воплощаться в жизнь принципы социалистического народовластия, укрепляться связь партии и народа.

Пройдя героический путь упорной борьбы и нелегких побед, советский народ встречает славное 60-летие Октября монолитно сплоченным вокруг Коммунистической партии Советского Союза, ее ленинского ЦК. Великая Октябрьская социалистическая революция для нас сегодня не только огромное событие века. Она — выражение дерзновенной мечты и творческой энергии народа, его великой мудрости, душевной красоты и оптимизма. Наследники Октября во главе с коммунистами-ленинцами создали государство зрелого социализма, на деле осуществили подлинное народовластие. И эти исторические завоевания закрепляются ныне в проекте новой Конституции СССР.

Претворяя в жизнь ленинские принципы строительства и совершенствования партийного и государственного аппарата, Коммунистическая партия направляет на этот большой и ответственный участок свои лучшие кадры — людей, которые отличаются беззаветной преданностью идеям партии, трудолюбием, дисциплиной, высокой организованностью, взыскательностью к себе и окружающим, верностью замечательным ленинским традициям партийной и государственной работы. Именно такие качества современного партийного и государственного руководителя решающим образом влияют на успех всенародного дела.

60-летие Великого Октября — это вершина, с которой открываются новые дали, захватывающие перспективы. Минуло полтора года с начала десятой пятилетки. Итоги проделанной работы говорят о том, что успешно стартовавшая пятилетка набирает хорошие темпы. Впереди непочатый край работы, беспокойные трудовые будни, еще не взятые рубежи. Но достигнутые успехи вселяют уверенность в том, что под руководством Коммунистической партии, ее ленинского ЦК советский народ осуществит все запланированное, успешно освоит намеченные высоты.

 

Обратная связь