Публикации

К. У. Черненко: Работать для народа и вместе с народом — ленинская традиция КПСС

Май 1979 г.

РАБОТАТЬ ДЛЯ НАРОДА И ВМЕСТЕ С НАРОДОМ —
ЛЕНИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ КПСС

Статья,
опубликованная в журнале
«Проблемы мира и социализма»
№ 5, 1979 год

Строительство социализма и коммунизма есть процесс исторического творчества миллионных масс. Этот процесс совершается не стихийно, а под руководством теоретически вооруженного и организованного авангарда рабочего класса, его партии. Исходя из такого именно, марксистско-ленинского понимания взаимодействия авангарда и масс, учитывая его закономерный характер, КПСС всегда придавала укреплению своих связей с народом и активизации его социального творчества первостепенное значение. Советские коммунисты помнят завет В. И. Ленина: «Жить в гуще. Знать настроения. Знать все. Понимать массу. Уметь подойти. Завоевать ее абсолютное доверие». В этом ленинском указании сжато, почти конспективно сформулированы принципы тактики и стратегии работы партии в массах, заключена программа углубления тесной органической связи партии с народом.

В условиях развитого социализма названная закономерность проявляется наиболее полно. Накопленный опыт вызывает все больший научный и практический интерес. В настоящей статье мы остановимся только на некоторых актуальных вопросах и отдельных существенных чертах опыта КПСС.

1

Периоду развитого социализма свойственно, с одной стороны, неуклонное возрастание инициативы масс, их социальной и политической активности, участия в управлении делами и трудового коллектива, и государства; с другой стороны, он знаменателен повышением руководящей роли партии, ее направляющей и организующей деятельности.

Объективную основу развития творчества масс составляет ряд факторов. Это — новые масштабы и сложность народного хозяйства, быстрое развитие социальной и культурной сфер при многообразии его форм, что непреложно требует наряду с совершенствованием централизованного управления все большей инициативы мест, производственных коллективов, всех тружеников. Это, далее, достижения в росте образованности и культуры советских людей, неизмеримо повысившие творческий потенциал народа. Это и плоды долголетнего воспитания в наших людях чувства хозяина своей страны.

Говоря обобщенно, на этапе развитого социализма мы наблюдаем результаты длительного действия экономических, социальных, политических факторов, обусловивших принципиально новый характер общества, в котором трудящийся человек занимает качественно иное, чем при капитализме, положение. Уместно в этой связи вспомнить документ, подготовленный В. И. Лениным 60 лет назад, в июне 1919 года. В «Положении СНК об изобретениях», посвященном, казалось бы, частному вопросу, нашли отражение те новые стимулы к творчеству, которые породил социалистический строй. Положение утверждало принцип: всякое изобретение является достоянием социалистической республики, оно поступает в общее пользование всех ее граждан и учреждений. Это с полным правом можно отнести к любому виду созидательной деятельности. Сознание того, что плоды человеческого труда используются не частным предпринимателем во имя собственного обогащения, а принадлежат всему народу, служат его благу, вдохновляло и вдохновляет советских людей.

Партия, говорил Л. И. Брежнев на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы 2 марта 1979 года, постоянно проявляет заботу о том, чтобы каждый советский человек ощущал свою причастность к государственным делам, был уверен, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений.

Творчество масс находит свое проявление в производственных починах, таких, как, скажем, получившая широкую поддержку инициатива тружеников Московского автозавода имени И. А. Лихачева по ускоренному внедрению в производство достижений науки и техники (для сравнения вспомним, какую ожесточенную борьбу ведут рабочие многих стран против капиталистических форм производственной «рационализации», лишающей трудящегося человека рабочего места и заработной платы). Творчество масс выражается во множестве конкретных предложений по совершенствованию управления экономикой, культурной и социальной сферами, деятельности государственных и других учреждений, улучшению нашего законодательства и т. д. Достаточно взять любой номер советской газеты, чтобы убедиться в этом, ибо наша печать широко предоставляет для таких предложений свои страницы.

Наиболее ярким проявлением и плодом поистине всенародного творчества стала новая Конституция СССР, в обсуждении и совершенствовании проекта которой приняло участие 140 миллионов человек, то есть более четырех пятых взрослого населения страны. Наконец, нельзя не сказать и о таком ярком свидетельстве высокой социальной и политической активности трудящихся, как недавние выборы в Верховный Совет СССР. В них приняло участие 99,99 процента избирателей, и 99,9 процента из них проголосовало за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Тем самым еще раз со всей силой было продемонстрировано тесное единство партии и народа.

Сложившиеся за годы существования социалистического строя формы организации государственной, общественной, политической жизни страны хорошо служат развитию инициативы масс. Известно, что политическую основу нашего общества составляют Советы народных депутатов. Что реально представляет собой сегодня власть Советов, если смотреть на нее с точки зрения возможностей для участия масс в управлении делами страны, в определении ее настоящего и будущего?

В Советском Союзе функционирует 50,6 тысячи Советов народных депутатов. Они образуют как бы многоэтажное здание, которое венчает Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти, принимающий законы, рассматривающий и утверждающий государственные планы экономического и социального развития, Государственный бюджет СССР, решающий главные внешнеполитические вопросы. Верховный Совет страны — это 1,5 тысячи депутатов, более половины которых составляют рабочие и колхозники. Всего же в составе Советов — более 2,2 миллиона депутатов, избранных прямым и тайным голосованием гражданами, которые достигли восемнадцатилетнего возраста. Советской избирательной системе неизвестны имущественные, социальные, религиозные, национальные, расовые или иные цензы. Местные Советы не только решают все вопросы местного значения, но и в пределах данных им прав контролируют деятельность всех организаций на своей территории (за что, надо сказать, упорно борются руководимые коммунистами местные органы власти во многих капиталистических странах и что оказывается практически невозможным в условиях господства частной собственности). Вместе с депутатами Советов трудится общественный актив, насчитывающий свыше 30 миллионов человек, то есть в нем состоит каждый пятый-шестой взрослый житель нашей страны.

Советы, эти основные органы управления страной, создаются народом, состоят из представителей народа, подотчетны и подконтрольны народу, то есть во всех отношениях и в полном смысле являются органами народовластия.

Партия все более заботится о том, чтобы в стиле работы Советов народных депутатов укреплялись тенденции непримиримости с фактами нерадивости, бесхозяйственности, нарушения законности, зажима критики, формализма и бюрократизма. Вместе с тем в деятельности Советов приобретают все большее значение гласность и внимание к нуждам и мнениям людей, непосредственное заинтересованное общение с массами.

Неотъемлемую часть советской политической системы составляют общественные организации, численность которых растет, а права расширяются в соответствии с установкой партии на последовательное развитие общественных начал в управлении всеми сферами жизни страны. Посмотрим с этой точки зрения на наши профсоюзы. Они объединяют ныне 125 миллионов человек. Профсоюзы самым непосредственным образом способствуют осуществлению демократии в основной сфере приложения человеческих сил — в производстве, в той сфере, влиять на которую рабочим капиталистических стран удается менее всего. Профсоюзы представительствуют от имени рабочих и служащих во всех государственных органах. Фабричные, заводские, местные комитеты профсоюзов участвуют в разработке планов социально-экономического развития коллективов и проектов производственных планов. Без их согласия администрация не может уволить с предприятия рабочего или служащего. Они имеют право ставить перед соответствующими организациями вопрос о смещении или наказании руководящих работников, которые не выполняют взятых перед рабочими обязательств, проявляют бюрократизм, нарушают трудовое законодательство. Постоянно действующие производственные совещания, избираемые на рабочих собраниях и насчитывающие ныне в своем составе свыше 5,5 миллиона рабочих и служащих, также являются мощным рычагом влияния трудящихся на развитие производства и обеспечение безопасности труда.

В ведение профсоюзов переданы некоторые государственные функции, и в частности управление социальным страхованием и контроль за соблюдением определенных Конституцией и законами прав тружеников. Они занимаются многими вопросами бытового и культурного обслуживания рабочих и служащих. В их распоряжении находятся санатории, дома отдыха, курортные лечебницы, поликлиники и профилактории, клубы и Дворцы культуры, библиотеки; ими издаются газеты, журналы, книги.

Весома в жизни советского общества роль молодежных, женских и других массовых организаций, а также органов народного контроля, в деятельности которых принимает участие свыше 9,7 миллиона человек. Все значительнее становится воздействие на общественные процессы трудовых коллективов, права которых в последнее время заметно расширены. Эти и многие другие факты неопровержимо говорят о зрелом, развитом народовластии в нашей стране.

Тем не менее кое-кто на Западе старается изобразить дело таким образом, будто нынешние формы организации экономической, общественной и политической жизни советского общества не позволяют массам свободно выражать свои интересы, участвовать в управлении и политической работе. На их взгляд, государство у нас играет слишком большую роль, а личность якобы «затерялась». «Наши критики из буржуазного лагеря (а вместе с ними, говоря откровенно, и кое-кто из товарищей в рядах международного рабочего движения),— отмечал Л. И. Брежнев,— не видят или не хотят видеть главного — диалектики нашего государственного и общественного развития. Она состоит в том, что по мере развития и совершенствования социалистического государства миллионы граждан все более активно участвуют в работе органов власти, народного контроля, в управлении производством и распределением, в социальной и культурной политике, в осуществлении правосудия. Словом, с развитием социалистической демократии происходит постепенное перерастание нашей государственности в коммунистическое общественное самоуправление. Процесс этот, разумеется, длительный, но идет он неуклонно».

Партия последовательно проводит политику дальнейшего совершенствования экономической, общественной, политической систем нашего общества, развертывания социалистической демократии.

Будучи, согласно новой Конституции СССР, руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций, КПСС прилагает немало усилий для совершенствования экономических и социально-политических взаимоотношений, для того, чтобы созидательная деятельность масс получила новый простор и новые стимулы. Однако недруги социализма пытаются доказать нечто противоположное: будто бы именно руководящая роль КПСС является препятствием к развертыванию социалистической демократии, развитию инициативы масс, будто бы партия подавляет их деятельность в Советах и общественных организациях, подменяет эти организации. Товарищ Л. И. Брежнев отмечал, что в связи с принятием новой Конституции буржуазные комментаторы шумят на все голоса о «провозглашении диктатуры коммунистической партии», об «уничтожении различий между партией и государством» и тому подобном. «Пытаться противопоставить партию и народ друг другу,— говорил Л. И. Брежнев,— рассуждать о «диктатуре партии» — это все равно что пытаться противопоставить, скажем, сердце всему остальному человеческому организму».

Правда о реальном социализме уверенно пробивает себе дорогу к широким массам всех стран мира, размывая барьеры и завалы на своем пути.

Возрастание руководящей роли партии в период зрелого социализма не противоречит развитию инициативы масс, а, наоборот, тесно и многопланово с ним связано. Инициатива мест, трудовых коллективов, всех трудящихся стимулируется партией и направляется в единое русло, к единой цели, что дает максимальный эффект для общества и каждого человека. По мере усложнения задач, решаемых советскими людьми в процессе строительства коммунизма, это все более необходимо. Осуществляя на практике свою руководящую роль, КПСС отнюдь не подменяет Советы и общественные организации. Принцип четкого разграничения функций партийных и государственных органов зафиксирован в Уставе КПСС, он нашел отражение в новой Конституции СССР. Действуя на конституционной основе, партия осуществляет политическое руководство государственными и общественными организациями, выступая с важными инициативами, определяя главные направления внутренней и внешней политики, убеждая массы в целесообразности сосредоточения усилий на этих главных направлениях. Политика партии, ее решения являются тем ориентиром, который позволяет держать общий правильный курс, избегать узковедомственного подхода к делу, а также проявлений местничества. Отдельные отступления от этих принципов в местных организациях отнюдь не меняют общей картины, тем более что они подвергаются критике и исправляются самой партией.

2

Стать политическим руководителем масс — непростое дело. Авангардная, руководящая роль в обществе не декретируется, она должна быть завоевана конкретными делами и признана массами. Если партия правильно выражает то, что народ сознает, если массы воочию убеждаются, что политика коммунистов соответствует их интересам и чаяниям, дело партии становится кровным делом всего народа. КПСС стала признанным и авторитетным руководителем в обществе потому, что сумела на практике доказать свою способность научно выражать и последовательно реализовывать коренные и повседневные интересы широких масс.

Наше время и в этом отношении имеет свои особенности. С одной стороны, в обществе развитого социализма, где все очевиднее происходит сближение всех классов и слоев, где сформировалась новая историческая общность — советский народ, происходит и сближение интересов всех трудящихся. Но, с другой стороны, жизнь общества, его запросы становятся все более полнокровными и многообразными, интересы и потребности трудящихся в силу возрастающих экономических и социальных достижений страны развиваются, приобретают большую многоплановость. Поэтому постоянное глубокое познание интересов трудящихся, влияния различных материальных и духовных факторов на сложные общественные процессы является предметом особого внимания партии.

КПСС успешно решает эту задачу прежде всего потому, что она включает в свои ряды лучших представителей трудящихся, всех слоев населения. Сегодня в составе КПСС 16 миллионов 630 тысяч коммунистов, из них 42 процента — рабочие, 13,6 процента — колхозники, 44,4 процента — инженерно-технические работники и специалисты сельского хозяйства, работники науки, просвещения, здравоохранения, литературы и искусства; в органах управления занято только 8,5 процента коммунистов. Как видим, КПСС — правящая партия, но не «партия управляющих», какой ее пытаются изобразить наши идейные противники. Это партия рабочего класса, партия трудящихся, партия советского народа.

На съездах КПСС, которые вырабатывают основные направления политики, состав делегатов отражает социальный состав партии. Когда собирается пленум Центрального Комитета, в его работе участвуют, являясь членами этого органа, не только руководители партии и государства, люди, возглавляющие республиканские, краевые и областные партийные организации, союзные министерства и ведомства, но и рабочие, и колхозники, инженерно-технические специалисты, ученые, работники культуры, представители армии и флота. То же самое можно сказать о социальном составе областных, городских, районных комитетов КПСС. Члены выборных партийных органов, представляющие различные трудовые коллективы, обогащают деятельность партии мыслями и чувствами своих товарищей по работе. Они сочетают представительство интересов конкретных коллективов с пониманием общегосударственных проблем. Это позволяет лучше, точнее обобщать специфические потребности и запросы отдельных классов, слоев, профессиональных и возрастных групп, всех национальностей, находить оптимальные решения даже тогда, когда различие интересов создает определенные проблемы. Это позволяет вырабатывать общий курс, который миллионные массы трудящихся принимают как собственный и которым руководствуются в своем историческом творчестве. «У нас нет и не может быть другой политической силы,— подчеркивал Л. И. Брежнев,— которая была бы способна с такой полнотой и последовательностью учитывать, сочетать и координировать интересы и потребности всех классов и социальных групп, всех наций и народностей, всех поколений нашего общества, как это делает Коммунистическая партия».

Глубокому познанию интересов трудящихся служат и все демократические институты государства и общества. У нас сложилась определенная система организованного изучения социальных явлений, общественного мнения в различных слоях населения. Наша партия считает это одним из важнейших аспектов упрочения связей с массами.

При разработке политического курса КПСС имеет возможность опираться на проводимые в стране экономические исследования потребностей населения, социологические данные, сведения статистических органов, оценки научных институтов. Это позволяет получать достоверную информацию о «человеческих проблемах» широкого спектра — о том, чем ныне люди озабочены, каких ожидают сдвигов в экономической и социальной сферах, как реагируют на те или иные партийные решения.

Наряду с использованием данных и выводов научных учреждений КПСС располагает собственными инструментами познания, хорошо испытанными средствами. Что это за средства? Прежде всего — непосредственное общение с массами. Оно незаменимо ничем, ибо предполагает живое и откровенное обсуждение актуальных вопросов, взаимную информацию партийных руководителей и трудящихся, выяснение истины в процессе обсуждений.

Большое политическое и практическое значение имеют поездки по стране членов Политбюро, кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК КПСС, их выступления, личные встречи с трудящимися. Только в 1978 году руководящие деятели ЦК КПСС побывали более чем в 30 областях, краях и республиках. Накануне выборов в Верховный Совет СССР, в феврале и марте 1979 года, все руководители партии не только выступили на встречах со своими избирателями как кандидаты в депутаты Совета, но и побывали на предприятиях в тех республиках, краях и областях страны, где они баллотировались, беседовали с трудящимися.

Немалый опыт использования самых разнообразных форм общения партийных руководителей с массами накоплен и в местных организациях.

К богатейшим источникам информации об интересах, потребностях, мнениях масс относятся письма трудящихся в партийные органы. Число писем с каждым годом растет. Например, в период между XXIV и XXV съездами КПСС в Центральный Комитет партии поступило около 2 миллионов писем. Но в одном только 1978 году нами получено около 560 тысяч писем; около 2 миллионов писем и заявлений поступило за тот же год в ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии и другие партийные комитеты. Работу с письмами и заявлениями, поступающими от населения, наша партия, ее ЦК всегда считали делом большой политической важности.

И дело тут не только в том, что письма — это источник информации, показатель настроения людей, документы, говорящие об их нуждах и потребностях. В наших условиях письма стали одной из важных форм участия трудящихся в обсуждении и решении крупнейших государственных и общественных проблем, по сути дела — одной из форм участия граждан в управлении страной.

Именно учитывая все эти обстоятельства, Политбюро, Секретариат Центрального Комитета проявляют постоянный интерес к предложениям, пожеланиям, критическим замечаниям, содержащимся в письмах, принимают по ним необходимые меры. Многие предложения используются при подготовке важнейших партийных и государственных решений, наиболее ценные советы и соображения рассматриваются в оперативном порядке, учитываются в повседневной практической деятельности. Мнения и предложения трудящихся нашли, например, отражение в постановлениях ЦК КПСС об охране окружающей среды, об улучшении работы железнодорожного транспорта, о некоторых вопросах идеологической, политико-воспитательной работы; с учетом предложений, высказанных в письмах, приняты постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о максимальных размерах пенсий и дополнительных льготах для персональных пенсионеров, об улучшении материального обеспечения и медицинского обслуживания активных участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны.

Осуществление законов, постановлений и решений, принимаемых по инициативе наших граждан — как членов КПСС, так и беспартийных,— проходит опять же при деятельном участии и под контролем самих трудящихся. Это явление воплощает в себе идею подлинного народовластия, принципы социалистического демократизма, общенародного государства. Так смотрит на это явление партия, всемерно поощряя участие масс в решении государственных и общественных дел.

Сложившийся в ЦК КПСС порядок работы с письмами трудящихся во многом определяет уровень организации этого дела в партийных, советских, хозяйственных органах, общественных организациях. Все более широко практикуется обсуждение вопросов, поднятых в письмах трудящихся, на пленумах партийных комитетов. Только в 1977—1978 годах этому было посвящено 29 пленумов крайкомов и обкомов КПСС. Прочно вошло в жизнь обсуждение проблем, вытекающих из заявлений граждан, на заседаниях бюро и секретариатов партийных комитетов.

В партийных организациях КПСС широко практикуются и многие другие формы работы, позволяющие непосредственно изучать интересы, потребности, мнения трудящихся. Важное значение в этом отношении имеет прием граждан партийными комитетами всех уровней. Немалый материал дает партийным органам анализ центральной, местной и заводской печати, вопросов, задаваемых на собраниях, на лекциях, и т. д. Огромную роль играют открытые партийные собрания, где выступают не только коммунисты, но и беспартийные, где партийная организация немедленно, в форме конкретных решений реагирует на сигналы трудящихся.

Непременным условием откровенного высказывания мнений по вопросам политики, производства, культуры, деятельности отдельных руководителей, то есть условием действительно объективной информации, являются гарантии против зажима критики.

«Каждый гражданин СССР,— записано в нашей Конституции,— имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности».

Таким образом, у нас существует конституционная гарантия свободы критики, и соответствующие органы государства заботятся о соблюдении законности. Развитие критики и самокритики, разъяснение трудящимся их прав, защита их от возможных преследований за критику составляет предмет особой заботы партийных организаций. Партия строго взыскивает с тех коммунистов, которые неправильно относятся к критике.

Ныне ЦК КПСС обстоятельно изучает вопрос об организационном совершенствовании всей системы исследования общественного мнения, интересов, запросов, настроений различных слоев населения. Недавно в ЦК КПСС были созданы отдел писем и группа анализа общественного мнения, социологических исследований и разработок, на которые в связи с этой задачей возложены важные обязанности. Партия и впредь намерена делать все для того, чтобы, как завещал В. И. Ленин, знать настроения масс, понимать массу, правильно выражать то, что она сознает.

3

Процесс осуществления политического руководства, сами методы работы партии имеют принципиальное значение в том смысле, что КПСС, будучи руководящей и направляющей силой общества, всех государственных и общественных организаций, призвана подавать им пример того, как надо трудиться для народа и вместе с народом. Последовательное применение принципа демократического централизма, расширение демократических начал в жизни самой партии, коллективность в работе всех ее организаций, повышение инициативы и активности широких масс коммунистов в разработке и практическом осуществлении политики, а вместе с тем постоянный контакт с беспартийными трудящимися, гласность партийной деятельности — все это необходимые и важные элементы работы любого партийного органа.

Демократизм в то же время предполагает тщательную проработку проблем, недопущение волюнтаризма, взвешенность подхода и действий. Партия всегда была сильна своей теоретической вооруженностью, знанием объективных законов общественного развития, умением осветить массам путь к лучшему будущему. Нет нужды доказывать, что в пору научно-технической революции, упрочения в обществе всех связей и взаимозависимостей, сложного многопланового, часто стремительного протекания социальных процессов немыслимо сделать правильный выбор решения ни по одному крупному вопросу народнохозяйственного и социального развития без строгого научного обоснования, без привлечения ученых и специалистов разных областей знаний.

В партийных органах КПСС стало правилом, что все важные вопросы экономической, социальной, культурной жизни готовятся к рассмотрению специалистами, обсуждение проекта происходит с участием возможно более широкого круга людей. Постараемся показать это на примере того, как Политбюро и Секретариат ЦК КПСС организовали подготовку и проведение июльского (1978 года) Пленума ЦК КПСС, рассмотревшего вопросы дальнейшего развития сельского хозяйства.

Подготовка к этому пленуму началась за несколько месяцев. По решению Политбюро ЦК была создана комиссия, в обязанности которой входила конкретная разработка наиболее крупных и принципиально важных проблем сельского хозяйства. К этой работе привлекались большая группа членов ЦК КПСС и партийно-хозяйственный актив как в центре, так и на местах. В подготовке материалов пленума участвовали научные работники, специалисты, люди, непосредственно занятые в производстве. Составленные комиссией проекты вначале рассматривались на заседаниях Политбюро ЦК, причем не сразу, а проблема за проблемой, обстоятельно и глубоко. Затем проекты всех 12 постановлений были переданы на рассмотрение Пленума ЦК КПСС. Подготовленные материалы заблаговременно вручили участникам. Это позволило им детально ознакомиться со всеми документами, вносимыми на рассмотрение, и участвовать в обсуждении со знанием дела. Такой метод подготовки и проведения Пленума ЦК КПСС позволил принять действительно научно обоснованные, опиравшиеся на мнение специалистов и практиков решения; поэтому они были хорошо восприняты в среде работников сельского хозяйства и дают свои результаты.

Подобные методы работы характерны для всей деятельности Политбюро ЦК КПСС. Оно является коллективным демократическим органом, постоянно связанным с широким партийно-хозяйственным активом, со специалистами во всех областях науки, производства, культуры, представителями местных организаций. В 1978 году на заседаниях Политбюро ЦК обсуждались крупные и сложные вопросы, охватывающие, по существу, все стороны жизни партии и страны, нашей внутренней и внешней политики. На многие из этих заседаний приглашались ученые, специалисты народного хозяйства. Они принимали живое участие в обсуждении, излагали свои рекомендации.

Можно привести такой конкретный пример: был рассмотрен вопрос о мерах по улучшению снабжения народного хозяйства нефтепродуктами. После обсуждения продолжалась тщательная разработка этой проблемы с привлечением широкого актива. В результате на партийно-государственном уровне были приняты решения по следующим крупным вопросам: о топливно-энергетическом комплексе СССР, об организации работы по освоению ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе СССР, о мерах по улучшению работы угольной промышленности, о дополнительных мерах по обеспечению народного хозяйства топливом в осенне-зимний период. Это позволило добиться позитивных сдвигов в этих вопросах не только в настоящее время, но, несомненно, обеспечить весомые результаты в будущем.

Огромное внимание Политбюро ЦК КПСС уделяет благосостоянию советских людей. В 1978 году рассматривались, в частности, такие вопросы, как повышение пенсий колхозникам, участникам Великой Отечественной войны, дальнейшее улучшение материально-бытовых условий ряда категорий населения и другие. Естественно, что и в данной связи исследовалось мнение трудящихся, слово брали экономисты, социологи, представители комитета ветеранов и другие. Выводы, сделанные на этой основе Политбюро ЦК, нашли свое отражение в конкретных мероприятиях партийных и государственных органов.

Постоянно в поле зрения Политбюро ЦК находятся вопросы международной политики. Практически не было ни одного заседания, на котором бы такие вопросы не обсуждались.

Партия стремится к тому, чтобы массы были информированы о работе ее организаций, партийных комитетов всех уровней. Принцип гласности мы считаем одним из важных элементов взаимодействия с массами. «У партии,— говорил Л. И. Брежнев,— нет секретов от народа. Она кровно заинтересована в том, чтобы все советские люди знали о ее делах и планах, имели по ним свое суждение».

Центральный Комитет КПСС информирует весь народ о работе своих пленумов, принятых ими документах. Более широко и оперативно публикуется в периодической печати информация о решениях Политбюро и Секретариата ЦК. Систематически освещается в печати, по радио и телевидению даже такое, казалось бы, сугубо внутреннее дело, как отчеты и выборы в партийных организациях. Тем самым отчеты партийных комитетов перед коммунистами фактически выливаются в отчеты перед трудящимися.

Информационно-пропагандистская работа постоянно находится в поле зрения ЦК КПСС. О необходимости ее совершенствования подробно говорилось на ноябрьском (1978 года) Пленуме ЦК КПСС. Партия принимает меры к тому, чтобы политическая информация и идеологическая работа были свободны от элементов формализма, начетничества, штампов; чтобы люди, которым доверяют столь важный участок, были хорошо подготовлены и не боялись острых вопросов, дискуссий; чтобы наши лекторы и другие ораторы старались устанавливать подлинный, искренний контакт со своими слушателями; чтобы наши органы печати были для читателя умными и авторитетными «собеседниками», знающими, что волнует людей, поспевающими за быстрым течением жизни, размышляющими вместе с читателем о любых событиях со знанием дела.

Партия считает, что нельзя оставлять без ответа возникающие вопросы, уходить от объяснения реальных трудностей, даже если они носят преходящий характер. Любой вопрос, оставленный без ответа, не освещенное с позиций партии отрицательное явление нашей жизни создают почву для слухов и спекуляций, дают возможность идеологическому противнику продвигать свои версии, вести дезинформацию. Вместе с тем трудности и недостатки касаются всех нас, и советские люди должны знать о них, а также о том, как, каким образом их преодолевать. Повышать содержательность, убедительность и доходчивость всех форм нашей информационно-пропагандистской и агитационной работы — так ставится задача. Партия стремится вооружать советского человека возможно более полной, правдивой информацией, укрепляющей коммунистическое мировоззрение. КПСС настойчиво призывает совершенствовать деятельность, повышать боевитость партийных организаций, Советов, профсоюзов, комсомола, воспитывать у каждого человека высокую идейность, активную жизненную позицию, коммунистическое отношение к труду, высокие нравственные принципы.

Благодаря постоянной двусторонней диалектической связи партии и широких масс политика КПСС воплощает в себе действительно всенародный опыт и разум. Это, в сущности, общий, аккумулированный опыт всех коммунистов и беспартийных, результат того, что рождается практикой миллионов. Опыт этот и переводится на язык политики, полностью отвечающей интересам всего народа, в служении которому КПСС видит смысл своей деятельности.

Высокий уровень сознательности, творческая инициатива и энтузиазм нашего народа, являющиеся плодами огромной идейно-воспитательной и организаторской деятельности КПСС, ее Центрального Комитета, превратились за годы существования Советского государства в постоянно действующий, все более эффективный фактор общественного прогресса. Они служат могучим средством воздействия на хозяйственную, всю общественно-политическую жизнь страны, нравственную атмосферу, способствуют совершенствованию общественных отношений. «…Социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»,— говорил В. И. Ленин. И эти пророческие слова постоянно находят в нашей стране свое наглядное воплощение.

 

Обратная связь