Опубликовано в книгах: По пути совершенствования развитого социализма, Народ и партия едины
ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ
БРАТСКОЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Статья,
опубликованная в журнале
«Проблемы мира и социализма»
№ 12, 1982 год
На протяжении многовекового развития человечества жизнь ставила перед ним неисчислимое множество вопросов — больших и малых. Огромное их число было решено в ходе упорного труда поколений, в результате технического, научного, социального прогресса. Но немало было и таких, которые столетиями оставались нерешенными, открытыми.
И не потому, что человечество, прежде всего прогрессивная его часть, не стремилось их разрешить. Напротив, оно предпринимало многократные попытки сделать это. Но успеха они не принесли. Мешали объективные условия, созданные эксплуататорским обществом, порожденные системой угнетения человека человеком.
Коренной поворот к решению назревших, больных проблем общественного развития ознаменовала Великая Октябрьская социалистическая революция. «Дорога, которая привела Россию к социализму,— говорил Л. И. Брежнев,— это столбовая дорога мировой истории, всей человеческой цивилизации. При всем своеобразии российских условий Октябрьская революция выразила основные, главные тенденции целой исторической эпохи — эпохи перехода от капитализма к социализму, перехода, который был подготовлен всем ходом общественно-экономического развития в мире».
К числу вековых проблем, решению которых положила действительное начало Октябрьская революция, относится и такой сложнейший вопрос, как национальный — один из самых трудных, самых животрепещущих вопросов, с которыми столкнулось человечество.
Ныне, когда народы Советского Союза, а вместе с ними и все их друзья отмечают 60-ю годовщину образования СССР — первого в истории единого союзного многонационального государства рабочих и крестьян,— особенно хорошо видно: всемирно-историческое значение опыта социализма, больших перемен, глубоких социальных сдвигов в нашей стране неотделимо от того величайшего значения факта, что именно Страной Советов был сделан смелый почин в решении национального вопроса.
Именно потому, что Октябрьская революция, решив коренную социальную проблему, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, одновременно решила и национальную проблему, уничтожила национальный гнет во всех его формах и проявлениях, обеспечила реальное равноправие наций и народностей страны, наше государство смогло за истекшие годы превратиться в могучую социалистическую державу с высокоразвитой экономикой и богатой многонациональной культурой. За это время нации и народности нашей страны под знаменем ленинской Коммунистической партии сплотились в новую историческую общность — советский народ.
1
Образование Союза ССР было подготовлено огромной идейно-теоретической, политической и организаторской работой ленинской партии. Единое многонациональное государство — это результат революционного творчества российского рабочего класса, широчайших народных масс, раскрепощенных Великим Октябрем. Рождение братского союза равноправных республик неразрывно связано с гением Владимира Ильича Ленина. Основатель партии большевиков, он стоит и у истоков Советского многонационального государства.
Как в пролетарской революции, так и в социалистическом решении национального вопроса проторенных путей не было. Нужны были историческая смелость и ответственность, политическая прозорливость, глубокое понимание законов общественного развития, интересов и настроений масс, чтобы взяться за это сложнейшее дело.
И партия большевиков в огне борьбы и испытаний трех русских революций воспитала в себе все эти качества. Надежным ориентиром для нее была теория марксизма-ленинизма, включавшая в себя глубокую концепцию национального вопроса. Развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин показал неразрывную связь решения национального вопроса с решением коренных задач социалистической революции. «Для устранения национального гнета,— подчеркивал Ленин,— необходим фундамент — социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства…»
Иными словами, победа труда над капиталом представляет собой объективно необходимую предпосылку для реализации национальных прав и интересов народов. Но, с другой стороны, ликвидация власти капитала также необходимо предполагает интернациональное единство трудящихся всех национальностей, прочный союз пролетариата всех наций с крестьянскими массами всех наций в борьбе против эксплуататорских классов, за подлинное равноправие народов. Именно с учетом этого Ленин, углубляя теорию социалистической революции, всесторонне обосновал, что национально-освободительное движение объективно является союзником рабочего класса в его битвах с империализмом, господством буржуазии.
Ленинизм вооружил российский и международный пролетариат ясной программой решения национального вопроса. В число ключевых ее положений вошло и признание принципа самоопределения наций вплоть до их права на образование самостоятельных государств.
Известно, что Ленину пришлось упорно, в напряженной полемике отстаивать эту программу. Среди его оппонентов были видные зарубежные марксисты, да и некоторые деятели нашей партии. Их главный довод состоял в том, что последовательное осуществление принципа самоопределения наций разобщит-де народы, приведет к созданию мелких и мельчайших государств, воздвигнет тем самым препятствия для интернационального единства рабочего класса, подорвет его позиции.
Ленин выявил полную несостоятельность такого подхода. Он показал, что национальный вопрос, имея огромное значение, не существует, однако, вне сферы классовых отношений, классовой борьбы. А это значит, что в конечном счете его решение определяется общностью классовых интересов трудящихся. Их тяга к интернациональному сближению и объединению многократно возрастает, если они с полным основанием осознают себя представителями никак и ни в чем не ущемленных наций. Поэтому, проявляя последовательность в защите национальных прав и интересов народов, революционный пролетариат направляет общественное развитие не к возрастающей государственной раздробленности, а, наоборот, к образованию «такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой,— такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии».
Научная точность основных положений и предвидений, заключенных в ленинском учении по национальному вопросу, убедительно подтвердилась в кратчайшие по меркам истории сроки.
Лишь немногим более пяти лет отделяют Великий Октябрь от дня образования Союза ССР. Но начатое Октябрьской революцией социалистическое переустройство общества оказало немедленное воздействие на характер межнациональных отношений в масштабах всей бывшей Российской империи. Растаяла, как тень на солнце, колониально-империалистическая политика, которой следовал царизм и с которой не могло расстаться буржуазное Временное правительство. Была вдребезги разбита насаждавшаяся царизмом система национального гнета.
Завоевания Октябрьской революции мощно стимулировали интернациональное объединительное движение народов нашей страны. А в ту пору выдвигались различные, подчас весьма противоречивые идеи и планы, касающиеся путей создания единого многонационального социалистического государства. Но верх взял выдвинутый Лениным принцип социалистического федерализма. Этот принцип, органически связанный с демократическим централизмом, был положен в основу ленинского плана государственного объединения советских республик. Мудрость и дальновидность этого плана проявились в том, что сохранялись и получали незыблемые гарантии суверенные права союзных республик и вместе с тем активно использовались все преимущества крупного государства, ведущего хозяйство по единому плану в общих интересах. Это означало не просто сложение сил, а их умножение.
В декабре 1922 года посланцы сложившихся к тому времени суверенных советских республик — Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации собрались на съезд в Москве, где заявили: «…мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик».
Невозможно переоценить значение этого исторического акта для формирования братских национальных отношений, для развития социалистической государственности, строительства нового общества. Но, разумеется, предстояло еще пройти большой и трудный путь от провозглашения интернационалистских принципов до их воплощения в жизнь, до полного преодоления в сфере национальных отношений того наследства, которое досталось нам от эксплуататорского общества.
Зафиксированному в договоре юридическому равенству союзных республик, наций и народностей очевидным образом противостояли непреложные факты огромных разрывов в уровнях их экономического развития, существенные различия в степени приобщенности к современной культуре.
Социалистический демократизм тем принципиально отличается от буржуазного, что он не останавливается на формальном признании прав граждан, народов. Он требует, чтобы равноправие не оставалось чисто юридическим понятием, чтобы оно наполнялось конкретным жизненным содержанием. Исходя из этого требования, наша партия, руководимое ею союзное многонациональное государство определили ряд крупных и сложных задач и стали решать их в соответствии с указанием Ленина, учившего коммунистов «и в национальном вопросе во главу угла ставить не абстрактные и не формальные принципы, а… точный учет исторически-конкретной и прежде всего экономической обстановки…».
Вырабатывая свой курс на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, КПСС отчетливо сознавала, что ее экономическая политика должна была не только обеспечить подъем производительных сил, не только привести к полному утверждению социализма во всех сферах жизни, но и послужить укреплению дружбы народов. Время показало, что взятая партией линия была правильной во всех отношениях.
Огромное значение для развития национальных отношений в нашей стране имели два радикальных сдвига, вызванные экономическими преобразованиями. Во-первых, торжество коллективистских форм хозяйствования в городе и деревне способствовало размыванию социальной почвы, питающей националистические взгляды и настроения. Ведь именно с отсталым, мещанским, мелкотоварным укладом, говоря ленинскими словами, была связана устойчивость «самых глубоких из мелкобуржуазных предрассудков, именно: предрассудков национального эгоизма, национальной ограниченности». Во-вторых, процесс индустриализации неуклонно вел к сглаживанию, уменьшению экономических диспропорций между союзными республиками, между территориями с различным по национальному составу населением.
Огромную, ничем не заменимую роль в хозяйственном, как, впрочем, и в политическом, социальном, развитии братских наций и народностей сыграла помощь им со стороны РСФСР, русского народа. Не считаясь с жертвами и лишениями, русский народ, сам испытывавший неимоверные трудности, оказывал бескорыстную помощь другим народам страны в отстаивании их революционных завоеваний, внес неоценимый вклад в преодоление отсталости бывших национальных окраин. Этот подвиг интернационализма навсегда останется в памяти всех народов нашей Родины.
И в сложной работе культурного строительства исключительно плодотворную роль также сыграли русский народ, вышедшие из его среды партийные организаторы и пропагандисты, революционная и демократическая русская интеллигенция, русский язык, который добровольно был избран всеми советскими народами как язык их межнационального общения.
«Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». В этих словах великого советского поэта Владимира Маяковского заключена мысль, принципиально важная для понимания процесса формирования национальных отношений в СССР. Дружественные связи, братское сотрудничество складывались не между народами вообще, а между народами, которые приобрели или приобретали определенный социальный облик и культура которых насыщалась определенным идейным содержанием. Так, понятие «русский», которое до революции в сознании местных жителей, скажем, Средней Азии или Закавказья иногда связывалось с каким-нибудь ненавистным царским чиновником, после Октября стало наполняться новым смыслом. За ним теперь стояли питерские рабочие, российские большевики, Ленин.
Оглянуться на историю всегда полезно. Что касается истории решения национального вопроса в СССР, то наша партия обращается к ней как к источнику богатого опыта, на который она может уверенно опираться в своей современной практике, в разработке стратегии на будущее. В этом она точно следует завету Ленина, который говорил о себе, что он всегда оглядывался на прошлое «с точки зрения того, что понадобится завтра или послезавтра для нашей политики».
Разумеется, многое в нашем опыте связано со спецификой минувших времен, со стечением неповторимых обстоятельств. Но не частностями определяется его главное содержание, которое и представляет для нас живой интерес.
Да и только ли для нас? Проблемы межнациональных отношений принадлежат и сегодня к числу самых злободневных. Они чрезвычайно остро стоят в буржуазных государствах, где распри на национальной или расовой почве то и дело перерастают в кровопролитные конфликты. Серьезные общественные и политические трения возникают вокруг судеб рабочих-иммигрантов в странах капитала. Спустя десятилетия после развала колониальной системы международные отношения все еще находятся под отравляющим воздействием фактического неравенства развивающихся стран и империалистических держав, антигуманной, агрессивной политики последних, свидетельством чего является империалистический разбой на Ближнем Востоке. Нарастают освободительные движения народов, стремящихся сочетать утверждение своих национальных прав с революционным обновлением форм общественной жизни.
Использование опыта других стран — дело, как известно, тонкое и творческое, здесь менее всего допустимы упрощения. Никто, конечно, не считает, что для решения всех насущных проблем современности в области национальных отношений можно найти рецепты в истории становления и развития Союза ССР. Однако фактом является то, что действительного и радикального решения порожденного капитализмом национального вопроса пока не удавалось достичь нигде, кроме как в условиях реального социализма.
Решение национального вопроса, унаследованного нашей страной от прошлого, означало на практике прежде всего обеспечение фактического равенства всех наций и народностей нашей страны, полное преодоление отсталости бывших национальных окраин.
Образование СССР придало могучее ускорение экономическому развитию страны в целом и каждой из республик. Если в 1922 году доля Советского Союза в мировой промышленной продукции составляла примерно 1 процент, то сейчас — 20 процентов, и промышленной продукции у нас выпускается больше, чем ее производилось во всем мире в 1950 году. Поразителен хозяйственный рост бывших национальных окраин России: за тот же срок объем промышленного производства в Узбекской ССР вырос в 428 раз, в Казахской ССР — в 928, в Армянской ССР — в 1036 раз. Конечно, быстрыми темпами развивалась экономика не только прежде отсталых районов. В этом плане показателен расцвет народного хозяйства прибалтийских республик, как известно вошедших в состав СССР в 1940 году: в 50 раз выросло промышленное производство Эстонии, в 47 раз — Латвии, в 63 раза — Литвы. Преобразилась экономика Российской Федерации — крупнейшей союзной республики: здесь создана мощная индустрия, имеющая все современные отрасли и менее чем за день выпускающая продукции больше, чем за весь 1922 год.
В неразрывной связи с подъемом социалистического хозяйства шло развитие и обогащение, а в ряде случаев и возрождение национальных культур. Партия принимала все меры к тому, чтобы дать простор выражению духовного мира народов в соответствии с их национальными традициями, в присущих им самобытных творческих формах. На практике сплошь и рядом приходилось начинать попросту с ликвидации неграмотности. Масштабы культурного творчества в эпоху социализма позволяет оценить хотя бы такой факт: за советское время было создано больше алфавитов для прежде бесписьменных языков, чем за предшествующую историю всей Европы!
Социалистическое преобразование общества, разрушая объективную основу национальной розни и националистических предрассудков, одновременно неизмеримо упрочило социальные позиции, идейный и политический авторитет наиболее последовательного, объективного носителя интернационализма — рабочего класса. Именно опираясь на общность классовых интересов различных национальных отрядов пролетариата, трудящихся, выросла и окрепла сплоченность народов СССР. И об эту морально-политическую сплоченность, как о несокрушимый броневой щит, разбилась не только гитлеровская агрессия, но и человеконенавистническая идеология фашизма. Советский народ победил страшного врага в Великой Отечественной войне, спас человечество от махрового национализма.
Неустанной дружной работой всех трудящихся, всех народов СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе новый размах получает процесс углубления социального и идейно-политического единства советского народа — социальной и интернациональной общности принципиально нового типа, в рамках которой у нас происходит становление бесклассовой структуры общества. Ее возникновение и развитие мы по праву рассматриваем как обобщенный итог глубинных преобразований национальных отношений в условиях социализма, как важнейший показатель его социально-экономической зрелости. Это вместе с тем крупный шаг вперед к реализации нашей программной цели — построению коммунизма.
2
Продвижение к коммунизму — это работа, требующая высокой организованности и самодисциплины, инициативы, творческого подхода к делу, громадного напряжения сил.
Немало проблем и задач ставит перед нами и динамика развития национальных отношений в условиях зрелого социализма. Ведь полное решение национального вопроса в том виде, в каком он достался нам от прошлого, не означает, что национальный вопрос вообще снят в СССР с повестки дня, не учитывается в политике партии.
Актуальные задачи национальной политики КПСС на современном этапе и пути их решения определил XXVI съезд партии.
Речь идет прежде всего о наращивании материального и духовного потенциала каждой республики и вместе с тем о его максимальном использовании для гармоничного развития всей страны. Первостепенную задачу мы видим в росте рядов, повышении идейного уровня и профессионального мастерства всех национальных отрядов советского рабочего класса — ведущей силы нашего общества, в дальнейшем укреплении его нерушимого союза с колхозным крестьянством и интеллигенцией. Продумываются и принимаются меры по улучшению подготовки и использования огромной армии высококвалифицированных специалистов, которыми ныне располагает каждая республика, не допуская в этом деле никаких проявлений местничества. Трудовые ресурсы всех наших республик целенаправленно вовлекаются в решение таких крупных общесоюзных задач, как освоение богатств Сибири, Дальнего Востока и Севера, зоны БАМа, развитие Нечерноземья.
Огромное не только экономическое, но и социальное значение имеет Продовольственная программа, одобренная на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС. Ее выполнение непосредственно связано с коренным программным требованием партии — повышением благосостояния народа.
Со многими из этих задач мы вплотную столкнулись, по существу, в последние годы. В них наглядно выражается диалектика роста и совершенствования развитого социализма. Концепция развитого социалистического общества, разработанная КПСС, другими братскими партиями, ориентирует на глубокое проникновение в эту диалектику, в закономерности становления коммунистической формации, на смелое решение сложных новаторских проблем, выдвигаемых жизнью, предохраняя в то же время от поверхностных оценок действительности, забегания вперед.
Богатые и плодотворные возможности, которые открывает применение этой концепции к области национальных отношений, в полной мере выявились в материалах XXVI съезда КПСС и постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик». Это — документы творческого марксизма-ленинизма. Они содержат ключ и к вызывающей порой немало дискуссий проблеме соотношения двух ведущих тенденций в развитии наций при социализме: их всестороннего развития и расцвета, с одной стороны, и неуклонного их сближения — с другой.
Лишь при сугубо механистическом подходе — а именно так подходят специализирующиеся на фальсификации национальных отношений в СССР западные советологи — можно утверждать, будто прогресс наций неизбежно подрывает единство советского общества и неминуемо вызовет в будущем распад Советского Союза.
Реальная картина совершенно иная: стремительное развитие советских наций стало возможным и происходит на прочной демократической, интернационалистской базе, на основе их фактического равенства. И интересы развития побуждают сами нации еще полнее объединять свои силы и ресурсы. Как образно писал Л. И. Брежнев: «Равенство рождает доверие, доверие — взаимопонимание и еще более тесное сотрудничество во всех областях коммунистического созидания».
Надо иметь в виду и другую сторону дела. Обратимся для примера к экономической сфере. Сбалансированное и эффективное развитие советской экономики обеспечивает ныне гибкое сочетание, увязку широкой инициативы союзных и автономных республик, автономных областей и округов с централизованным планированием, с хозяйственным маневром силами и средствами в общесоюзных масштабах. Конечно, такое сочетание не приходит само собой: найти его в каждом конкретном случае — задача практической политики.
В первые годы Советской власти, когда речь шла о том, чтобы как можно быстрее поднять в хозяйственном и социальном плане бывшие национальные окраины России до уровня развития ее центра, сугубо коммерческие соображения нередко отходили на задний план. К этому нас обязывали ленинские интернационалистские принципы. Ими наша партия неукоснительно руководствуется и сейчас, направляя развитие национальных отношений. Вместе с тем сегодня, когда крайне важное значение приобретает повышение эффективности всех звеньев общесоюзной экономики, когда ее будущее в определяющей мере связано с реализацией комплексных крупномасштабных программ, мы имеем возможности уделять гораздо большее внимание собственно экономической стороне дела. СССР — единый народнохозяйственный комплекс. Этот факт мы и ставим во главу угла при планировании и осуществлении экономической политики. От этого, как свидетельствует практика, одинаково выигрывают и весь Союз, и каждая входящая в него республика.
Все сказанное подводит к очень важному выводу: советские коммунисты, руководствуясь марксистско-ленинским учением, всегда отстаивали и отстаивают тот взгляд, что продвижение вперед по пути строительства нового общества постепенно ведет ко все более полному сближению наций. «Целью социализма,— писал Ленин,— является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их». Вместе с тем духу ленинизма, политике КПСС чужды волюнтаристское подталкивание закономерного процесса стирания национальных различий, попытки искусственно форсировать его.
Партия считает необходимым, углубляя прогрессивный процесс интернационализации всех сфер жизни советского общества, проявлять всемерную заботу о национальных интересах и потребностях народов, следить за тем, чтобы между ними в большом и малом строго соблюдались принципы добровольности, нормы братского сотрудничества.
Не только советская экономика, о которой уже шла речь, но и другие сферы общественной активности советских людей, нашей государственности, всей политической системы, основу которой составляют Советы народных депутатов, достигли высокой степени интернационализации. КПСС придает большое значение укреплению и развитию Советского многонационального государства. И на нынешнем историческом этапе, и в перспективе Союз ССР является оптимальной государственной формой сплочения советских наций и народностей ради достижения наших программных целей. Вместе с тем мы не считаем сложившиеся национально-государственные структуры чем-то застывшим, неизменным.
В связи с усилением общенародного характера нашего государства, все возрастающей интернационализацией социально-экономической и духовной жизни закономерно происходит упрочение союзных начал в деятельности государственного аппарата. Наряду с этим, постоянно совершенствуя политическую систему советского общества, партия заботится о максимально полном использовании широких прав и возможностей всех союзных и автономных республик, областей и округов, все более активном участии трудящихся всех национальностей в работе органов власти и управления.
Последовательный интернационализм пронизывает принятую в 1977 году Конституцию СССР. Она ограждает общество как от проявлений местничества и национальной ограниченности, так и от пренебрежительного отношения к специфическим интересам наций и народностей.
Закон, однако, становится подлинной нормой жизни лишь тогда, когда он опирается на общественное сознание, на сознательность и моральную поддержку масс. Вот почему важнейшей неотъемлемой частью своей идеологической работы КПСС считает патриотическое и интернациональное воспитание трудящихся. Наша партийная пропаганда, весь наш образ жизни учат уважать национальное достоинство каждого гражданина СССР, воспитывают советских людей в духе любви к нашей единой великой Родине, братской солидарности с трудящимися других стран, с народами, борющимися за мир и социальный прогресс.
Одну из самых темных страниц истории XX века составляет эскалация расовой и национальной ненависти, порождаемая капитализмом. Такого уродливого явления нет и не может быть при социализме. Четкая грань разделяет в этом плане два мира, два строя. И никогда в нашей стране человек не будет чувствовать себя изгоем, социальным отщепенцем только потому, что у него та, а не другая национальная принадлежность, тот, а не иной цвет кожи. Всякое оскорбление национального достоинства у нас не просто аморально, но и противозаконно. И любые уступки национализму, всякое попустительство национальному чванству в корне противоречат ленинским заветам, традициям КПСС.
В труднейших испытаниях выковывалась ленинская дружба народов СССР. А такая дружба, как мы знаем, тем и сильна, что она сплачивает, не обезличивая, а рождая в каждом народе неисчерпаемые силы, твердую уверенность в будущем.
Партия несет в массы достижения научной теории, позволяющие им глубже, четче понимать, где проходит граница между законной национальной гордостью и ее непомерным раздуванием, грозящим перерасти в национализм. На XXVI съезде партии было отмечено: «КПСС боролась и всегда будет решительно бороться против таких чуждых природе социализма проявлений, как шовинизм или национализм, против любых националистических вывихов…».
Слово партии, мысль партии, несущей в массы идеи патриотизма и интернационализма, находят у них тем больший отклик, что ее идеологическая деятельность развертывается в нерасторжимой связи с организаторской работой. Вопросы межнациональных отношений все прочнее входят в круг повседневных забот партийных комитетов всех уровней. На это их ориентирует ЦК КПСС. К этому их побуждает и необходимость учета многонационального состава населения республик, областей, трудовых коллективов. Тесные взаимосвязи и постоянные контакты трудящихся разных национальностей на работе и в быту ставят перед партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, хозяйственными органами немало вопросов, к решению которых, как мы считаем, следует подходить с особой ответственностью, с особой чуткостью и тактом.
Одно из важнейших звеньев партийной работы и в этой сфере — подбор, расстановка и воспитание кадров. ЦК КПСС, партийные комитеты постоянно держат в поле зрения национальные аспекты кадровой политики, заботятся об обеспечении должного представительства в партийных и государственных органах всех наций, проживающих в республиках. Ведь некоренное население в наших национальных республиках сейчас составляет примерно 50 миллионов человек, то есть почти пятую часть населения страны.
Партийные комитеты стремятся делать все необходимое для того, чтобы деловые и политические качества каждого знающего инициативного работника находили наиболее целесообразное применение. Они заботятся о том, чтобы своевременно и полно удовлетворялись специфические запросы всех национальных групп в области языка, культуры, быта. В решении всех подобных проблем нам надежно служат испытанные средства — научные принципы руководства, ленинский стиль работы, ленинская кадровая политика.
И в нынешних условиях, как и в прошлом, незаменима роль идеологической и организаторской деятельности партии в деле дальнейшего укрепления братского единства и сотрудничества народов, в поддержании здорового климата, в котором живет и трудится социалистическое общество, в воспитании высокой культуры межнационального общения. Наш опыт убедительно подтверждает, что сплотить все нации и народности может только коммунистическая партия, последовательно выражающая интересы рабочего класса, трудящихся всех национальностей.
КПСС со времени своего возникновения высоко подняла знамя пролетарского интернационализма, знамя единства интересов и целей, воли и действий людей труда. Совместной работой представителей разных национальностей в единых партийных организациях, интернациональной сплоченностью своих рядов партия дала народам пример пролетарского, социалистического решения национального вопроса. Она сумела объединить народы в нерушимый союз потому, что сама представляет собой живое олицетворение партийного товарищества единомышленников. Представителей более 100 наций и народностей объединяет в настоящее время в своих рядах КПСС — подлинный оплот интернационализма на деле, руководящая и направляющая сила многонационального советского общества. Такой мыслил и создавал партию коммунистов великий Ленин. Такой она является сегодня. Такой будет и впредь.
3
Принципы интернационализма лежат на протяжении всего шестидесятилетнего существования Союза ССР и в основе его деятельности на международной арене.
В этой связи встает, конечно, вопрос о самом понятии «интернационализм», о многогранности его содержания. Следуя марксистско-ленинскому учению, наша партия различает общедемократический и классовый аспекты интернационализма, учитывает их диалектическую взаимосвязь.
Перед всеми народами мира стоит сегодня общая задача, значение которой для судеб человечества невозможно переоценить. Это — задача предотвращения мировой войны, термоядерной катастрофы. Установление прочного мира на земле является целью, к достижению которой направлены главные усилия советской внешней политики.
Внешнеполитический курс СССР встречает понимание и поддержку в широких политических и общественных кругах мира. Это очень важный фактор повышения эффективности нашей миролюбивой политики. КПСС придает большое значение тому, чтобы международные проблемы решались не только в рамках межгосударственных переговоров, чтобы ими занимались не одни дипломаты. Мировая политика, как не раз подчеркивал Ленин, должна быть интернациональным делом народных масс. Руководствуясь этим, наша партия постоянно выступает за интернациональное сплочение всех социально-политических сил, готовых и способных внести свой вклад в упрочение мира.
Интернационализм, отвечающий главному общедемократическому интересу народов — сохранению мира на земле, полностью согласуется с классовым содержанием международной стратегии КПСС, то есть с пролетарским интернационализмом, солидарностью с братскими социалистическими государствами, революционными, антиимпериалистическими, освободительными силами.
Советские коммунисты высоко ценят принадлежность своей страны к международному содружеству социалистических государств. Оно представляет собой одну из конкретных форм развития классового интернационализма трудящихся, поступательного движения социализма. Участие в содружестве налагает обязательства, от выполнения которых выигрывает каждое из братских государств и все они вместе. На такой основе действуют Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора, вносящие весомый вклад в хозяйственный прогресс, в обеспечение безопасности братских стран.
Новый тип общения между народами, присущий социализму, впервые раскрылся в ходе развития СССР как отношения дружбы и сотрудничества между всеми нациями и народностями, входящими в единое союзное государство. Социалистическое содружество обогатило социальную практику опытом установления отношений дружбы и сотрудничества между народами на межгосударственной основе. Нельзя не видеть сходства и связи между этими явлениями, конкретизирующими принципы социалистического интернационализма,— хотя, конечно, очевидны и различия между ними.
Суверенитет объединяемых содружеством государств ничем не ограничен и никак не скован. Социалистическое строительство — дело рук самих народов братских стран, и любой успех в нем достигается только напряженным трудом всех членов общества. И точно так же ни одному из них не приходится перелагать на кого-либо ответственность в случае, если допускаются просчеты в политике, срывы в общественном, экономическом развитии. Вместе с тем связывающие братские народы общность классовых интересов, классовый интернационализм значительно расширяют их возможности и в продвижении к новым рубежам хозяйственного, социального, политического прогресса, и в преодолении возникающих трудностей.
Наша партия всегда выступала и выступает против выхолащивания содержания понятия «интернационализм», против затушевывания его боевой, активной, заостренной антикапиталистической направленности, против превращения его в благовидное прикрытие для оппортунистического лавирования между классовыми силами. Интернационализм в том смысле, в каком его понимали Маркс, Энгельс и Ленин, в каком его исповедует КПСС,— позиция принципиальная, несовместимая с погоней за конъюнктурными выгодами, с какими-либо уступками националистическим настроениям, предполагающая готовность, если надо, идти и на лишения во имя священной солидарности с братьями по классу. «…Советская власть поставила всемирную диктатуру пролетариата и всемирную революцию выше всяких национальных жертв, как бы тяжелы они ни были»,— писал Ленин. И КПСС не раз доказывала свою верность этому ленинскому завету.
КПСС рассматривает себя как интегральную часть международного коммунистического движения. Советские коммунисты видят свой интернациональный долг в том, чтобы активно содействовать повышению его идейного и политического влияния, морального авторитета, укреплению его единства. Сейчас это особенно важно, имея прежде всего в виду необходимость еще раз четко и на весь мир сказать: коммунисты и есть та интернациональная сила, которая последовательно выступает против войны.
Интернациональная солидарность коммунистов строится на принципах, в число которых входит обязательное уважение самостоятельности каждой партии. Это, естественно, предполагает внимательное, вдумчивое отношение к особенностям стратегической и тактической линии, вырабатываемой той или иной партией в соответствии с конкретными условиями ее деятельности, борьбы. Да иначе, с точки зрения КПСС, и быть не может. Иной подход к делу был бы отступлением от заветов Ленина. Проводить политику, соответствующую общим принципам научной революционной теории и вместе с тем учитывающую местную специфику,— это прямое его указание.
В последнее время в мире идет немало разговоров вокруг подброшенного буржуазной пропагандой тезиса, что, мол, социализм нельзя отождествлять с его «советской моделью», поскольку в СССР социалистическое строительство развертывалось в специфических условиях, которые делают невозможным и нежелательным какое-либо использование его опыта в любой другой стране.
Что можно сказать по этому поводу?
Во-первых, «Советский Союз,— как подчеркивается в постановлении ЦК КПСС о 60-летии СССР,— никому не навязывает никаких шаблонов и «моделей» государственного устройства, игнорирующих особенности той или иной страны».
Во-вторых, если говорить о специфике, то ее у нас, как, впрочем, и у других народов, конечно, немало. Взять хотя бы тот же многонациональный состав населения. В мире почти 160 независимых государств, и лишь немногие из них — буквально единицы — сравнимы в этом отношении с Советским Союзом. Но что отсюда следует для оценки международного значения советского опыта? По-видимому, нечто прямо противоположное тому, что стремятся доказать критики «советской модели».
В самом деле, именно в нашей стране в процессе утверждения нового общественного строя было впервые на практике показано и доказано, что для строительства социализма не годятся никакие трафареты. Социалистический федерализм и демократический централизм, принципы советской национальной автономии никогда не были в истории нашего общества лишь понятиями так сказать, формального порядка. За ними стоят, в частности, и особенности продвижения разных наций и народностей к социализму. В Средней Азии и Казахстане, например, политическая система нового строя в определенный период включала в себя аульные и кочевые Советы, деятельность которых была максимально приближена к условиям жизни и быта, а также к традициям местного населения. В ряде национальных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока свою роль сыграли родовые собрания. Короче говоря, любителям толковать о «советской модели» не мешало бы принять во внимание, что социалистическое строительство в нашей стране развертывалось не по умозрительной схеме, а воплощало в себе огромное многообразие форм и методов перестройки общественных отношений в соответствии со спецификой различных районов страны, с учетом национальных традиций и ясно выраженной воли народов.
Другая сторона вопроса состоит, однако, в том, что все народы нашей страны пришли именно к социализму, то есть создали общество, имеющее во всех случаях, независимо от местных условий и национальных особенностей, единые по своей сути и содержанию социально-экономические и политические основы. История показала, что нет и не может быть дороги к социализму в обход общих закономерностей, открытых марксизмом-ленинизмом, подтвержденных опытом СССР, стран реального социализма, интернациональной практикой революционной борьбы и социалистического созидания, как не может быть успешного продвижения по этому пути без всестороннего учета национальных особенностей каждой страны.
* * *
Мир и сотрудничество между народами. Что это — идеал или реальность? Если подходить к вопросу, имея в виду общее положение во всем современном мире, ответ напрашивается сам собой: пока еще мечта, идеал. Но шестидесятилетняя история СССР, интернациональный опыт социализма наглядно показывают, что идеал этот осуществим. Превратить его во всемирную реальность — задача трудная.
Что касается нашей, Советской страны, то, как отмечалось на внеочередном Пленуме ЦК КПСС, собравшемся в связи с безвременной кончиной Леонида Ильича Брежнева, она будет и впредь идти курсом XXVI съезда партии, курсом Программы мира для 80-х годов. Разрядка, разоружение, преодоление конфликтных ситуаций, устранение угрозы ядерной войны — вот задачи, которые мы ставим перед собой, отмечалось на Пленуме. Мы хотим надежной безопасности для себя, для своих друзей, для всех народов мира.
У нас, сказал, выступая на Пленуме, Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, есть такая сила, которая помогала и помогает нам в самые тяжелые моменты, которая позволяет нам решать самые сложные задачи. Эта сила — единство наших партийных рядов, эта сила — коллективная мудрость нашей партии, эта сила — единство партии и народа.
Единство партии и народа вновь проявилось в том единодушии, с которым советские люди встретили решения Пленума, подтвердившего преемственность ленинского внутри- и внешнеполитического курса КПСС. Поднятое Октябрем знамя — знамя мира и дружбы народов — навечно останется надежным ориентиром во всех наших делах, во всех наших свершениях.