Публикации

К. У. Черненко: Идеология революционного созидания и мира

Ноябрь 1983 г.

ИДЕОЛОГИЯ
РЕВОЛЮЦИОННОГО СОЗИДАНИЯ И МИРА

Статья,
опубликованная в журнале
«Проблемы мира и социализма»
№ 11, 1983 год

Размышляя над историческим подвигом К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших теорию революционного преобразования общества, В. И. Ленин обращал внимание на то, что основоположники нашего учения подняли «пролетариат всего мира над уровнем мелких, будничных, копеечных задач». Они раскрыли смысл повседневной борьбы людей труда за свои жизненные права, за человеческое достоинство, указали на ее конечные цели: ломка старого и построение нового общества, свободного от эксплуатации, национального угнетения, социального и политического неравенства. В этом — подлинный гуманизм, непреходящая духовная ценность теории Маркса и Энгельса, обогащенной и развитой Лениным. В этом — огромная притягательная сила марксизма-ленинизма, идеологии революционного созидания и мира.

Вооруженная этой идеологией, партия Ленина привела рабочих и крестьян России к первой победоносной социалистической революции, которая вызвала в массах жажду творчества, вовлекла их в историческую работу, одухотворенную осознанием коренных интересов и пониманием высоких идеалов рабочего класса. Реальные достижения, которых добился советский народ в реальном строительстве социалистического общества за 66 лет, прошедших после Великого Октября, на практике подтвердили жизненность и действенность идеологии коммунистов.

В свете опыта, накопленного и нами, и братскими странами социализма, и международным революционным, освободительным движением в целом, нет нужды доказывать, что марксизм-ленинизм представляет собой мощное оружие классовой борьбы, огромную общественно-преобразующую силу. Вопрос в другом: как применять это оружие, эту силу в меняющихся конкретно-исторических и местных условиях? Такой вопрос встает перед всеми марксистско-ленинскими партиями. И особенно когда завершается один этап развития и начинается другой. В этих случаях коммунисты всегда стремились и стремятся осмыслить пройденный путь, уточнить свою стратегию и тактику, выработать соответствующие моменту лозунги, отыскать средства мобилизации масс на активную поддержку своей партийной политики.

Советский Союз находится сейчас в начале нового этапа социалистического строительства — совершенствования развитого социалистического общества. Значительно возросли наши общественные потребности, возросли и возможности. Существенно изменился характер задач, они стали масштабнее, многообразнее, сложнее. К тому же эти задачи приходится решать в серьезно обострившейся международной обстановке. Она отличается резким усилением военной опасности, небывалой интенсивностью противоборства социализма и империализма, их политических курсов, их полярно противоположных мировоззрений.

В таких условиях при всей важности назревших хозяйственных, организационных и иных вопросов, как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов, идеологическая работа все больше выдвигается на первый план. Она является делом всей партии. Опираясь на решения XXVI съезда, состоявшийся в июне 1983 года Пленум ЦК КПСС обстоятельно и глубоко рассмотрел актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.

1

Июньский Пленум стал крупным событием в идейно-политической жизни страны. В центре его внимания были важнейшие проблемы, стоящие перед нашей партией. Пленум конкретизировал основные направления работы по совершенствованию развитого социализма. Коротко говоря, это — линия на глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее совершенствование производственных отношений, на кардинальное повышение производительности труда, укрепление трудовой и общественной дисциплины, на дальнейшее развитие трудовой и политической активности масс.

Пленум продемонстрировал творческий, научный подход КПСС к оценке нынешнего этапа развития советского общества, выдвинул идеи и сделал выводы программного характера, имеющие принципиальное значение для деятельности партии в ближайшей и более отдаленной перспективе. Он определил пути улучшения идеологической, политико-воспитательной работы, указав на необходимость поднять ее «на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма».

Чем руководствуется партия при оценке идеологической работы, ее качества и эффективности? Критерий здесь один. Это, как сказал на Пленуме Ю. В. Андропов, уровень политического сознания и трудовой активности масс. Наш опыт показывает, что такому высокому, взыскательному критерию идеологическая деятельность партии соответствует лишь при выполнении определенных важнейших требований.

Речь идет о том, чтобы как в теоретической работе, так и в пропаганде неукоснительно опираться на основополагающие теоретические и методологические принципы марксизма-ленинизма.

Идеи Маркса, Энгельса, Ленина, взятые в их целостности, остаются самым надежным инструментом познания мира, в котором мы живем и будем жить завтра. В общественной практике XX в. не было и нет ни одного значительного процесса или явления, суть которых не поддавалась бы выяснению в свете марксистско-ленинской теории. Она — верный компас партийной политики коммунистов.

Марксизм-ленинизм незыблемо утвердился в нашей стране как идеология всего советского народа. Но мы полностью отдаем себе отчет в том, что не все проблемы формирования социалистического сознания у нас уже решены. Нам еще предстоит немало поработать над тем, чтобы сделать каждого советского человека сознательным политическим бойцом, способным самостоятельно оценивать сложные явления социально-политической жизни, видеть связь текущих дел с перспективами развития общества, давать действенный отпор идейным противникам.

Сила воздействия коммунистической идеологии — в верности партии революционной теории, в ясности классовых позиций, в мировоззренческой четкости и методологической дисциплине мысли. Это возлагает высокую ответственность на коммунистов-теоретиков, пропагандистов, требует от них умения вникать в живую суть марксизма-ленинизма, доносить ее до сознания масс. Здесь абсолютно нетерпимы косность мысли, начетничество, бездумное нанизывание цитат. Об этом шла речь на июньском Пленуме ЦК нашей партии.

Важен этот вопрос и с точки зрения международного идеологического противоборства. Ведь хорошо известно, что наш классовый противник, а также всевозможные «обновители» марксизма-ленинизма стремятся «доказать», будто именно непоколебимая верность коммунистов своему революционному учению делает их неспособными понимать новые общественные процессы, давать ответы на выдвигаемые жизнью проблемы. Беспочвенность подобных утверждений так же очевидна, как очевидна их политическая цель. Но нельзя упускать из виду, что идеологи буржуазии и реформизма используют каждый просчет в идеологической деятельности коммунистов, каждый случай упрощенческого, поверхностного отношения к марксистско-ленинской науке во враждебных социализму, рабочему классу интересах.

В политике — внутренней и внешней — советские коммунисты прочно стоят на позициях интернационализма. Какая бы то ни было национальная ограниченность чужда и нашим теоретическим взглядам. Нелепы утверждения иных наших критиков, будто мы создали или создаем особую, «советизированную» версию марксизма-ленинизма. Весь наш опыт, как и опыт других марксистских партий, показывает заведомую несостоятельность любых попыток придать научной теории коммунистов характер национальной или региональной исключительности. Наука вообще не поддается делению на «восточную», «западную», ее нельзя «африканизировать», «европеизировать» и т. д. А марксизм-ленинизм — наука. Никакая специфика, никакие особенности конкретных условий революционной борьбы, строительства нового общества не могут быть поняты и учтены без опоры на испытанные временем истины марксизма-ленинизма. Из этого всегда исходила и исходит КПСС в своей теоретической работе.

Наше учение обязывает рассматривать мир в его непрерывном движении, с учетом постоянно нарастающих перемен в жизни общества. И отсюда другое важное требование к идеологической работе: развитие в ней творческого начала.

Воспитанная Лениным партия считает для себя безусловной обязанностью относиться к научной теории по-ленински, т. е. видеть в ней не собрание застывших догм, а живое учение, требующее постоянного самообновления и развития в соответствии с растущим опытом — нашим и международным. Под таким углом зрения, новаторски подошел июньский Пленум к рассмотрению актуальных теоретических проблем.

Сейчас перед нами прежде всего стоит задача дальнейшей конкретизации концепции развитого социализма, анализа новых явлений в советском обществе. Серьезные теоретические проблемы встают в связи с необходимостью существенного повышения эффективности экономики, со становлением бесклассовой структуры нашего общества и укреплением ведущей роли рабочего класса, с динамикой национальных отношений, развитием социалистического народовластия и перспективами перерастания советской государственности в общественное самоуправление.

Пленум нацелил советское обществоведение на всестороннее изучение развитого социализма во взаимодействии всех его основных элементов — производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки. Пленум напомнил, что долг общественных наук — чутко, оперативно реагировать на новейшие процессы и явления жизни, давать обоснованные рекомендации практике, решительно преодолевая всякого рода рутину, схематизм, схоластическое теоретизирование.

Творческий подход к делу имеет, разумеется, не меньшее значение и в пропагандистской, идейно-воспитательной работе. Доходчивость, убедительность пропаганды во многом зависят от постоянного обогащения ее содержания и форм, от умения найти свежий поворот мысли, меткое слово. Без всего этого невозможно достичь главного в идеологической работе — повышения политической активности трудящихся, их инициативы, творческой энергии.

В свое время Ленин отмечал такую важнейшую черту коммунистической идеологии, как присущая ей «революционная диалектика марксистского реализма». КПСС придает огромное значение тому, чтобы и в теории, и в пропаганде трезво учитывались реальности нашей внутренней и международной жизни. Строгая реалистичность представляет собой, таким образом, еще одно требование, которому, по нашему мнению, идеологическая работа должна удовлетворять непременно.

Мыслить и действовать в соответствии с этим требованием — значит избегать двоякого рода ошибок. С одной стороны, марксистско-ленинский реализм предохраняет от преувеличения достигнутых успехов. От того, например, чтобы превращение нашего общества в общество развитого социализма толковать как его совершенство, как освобождение от всяких проблем и трудностей. С другой стороны, тот же реализм исключает и какую бы то ни было недооценку наших свершений, завоеваний, растущих возможностей. Верность жизненной правде придает идеологии большую силу, превращает ее в эффективное средство мобилизации масс на решение крупных и сложных задач общественного развития.

Стоит напомнить, что после победы Октября, когда дело дошло до практического строительства нового общества, Ленин решительно потребовал от советских коммунистов «подойти к социализму не как к иконе, расписанной торжественными красками». Надо засучить рукава и работать. Ленинская мысль полностью сохраняет свое значение. И сегодня она зовет нас работать, не покладая рук, сознавая все трудности, все противоречия, которые предстоит преодолеть на неизбежно длительном, как теперь ясно, пути в коммунизм.

Хотелось бы в этой связи коснуться вопроса о противоречиях, их характере и особенностях разрешения в условиях социализма. Об этом также шла речь на июньском Пленуме.

Материалистическая диалектика, как известно, не признает развития без противоречий. Это, конечно, относится и к социализму. Ленин отмечал, что диалектика в собственном смысле и «есть изучение противоречия в самой сущности предметов…». А значит, нельзя вкладывать, как это нередко бывает, в понятие противоречия лишь негативный смысл. Надо уметь увидеть в нем источник и стимул всякого развития. Только такой подход отвечает сути и духу нашего диалектико-материалистического учения.

Придерживаться глубокой, четкой марксистско-ленинской концепции противоречий, уделять неослабное внимание их изучению и практическому разрешению — значит существенно сократить вероятность ошибок в реальной политике. При этом важно, конечно, проводить различие между объективными противоречиями социалистического общества и теми, которые не вытекают из его природы, а порождаются некомпетентностью, просчетами, субъективистскими и волюнтаристскими ошибками. Именно в результате ошибок подобного рода могут возникнуть такие противоречия, которые способны принять конфликтную форму, причинить значительный ущерб делу социалистического строительства.

Стоять на почве реальностей — для нас вовсе не означает занимать позиции бескрылого прагматизма, отказываться от идеалов. Напротив, в идейности советского человека, одухотворяющей его жизнь и труд, делающей его сознательным участником социально-исторического творчества, мы видим, как видели всегда, наше ценнейшее достояние. Реализм мы не противопоставляем идеалам. Наоборот, мы говорим: реализм необходим именно для успешной борьбы за идеалы.

Связывать текущую практику с нашими идеалами, стремиться к тому, чтобы сегодняшняя деятельность способствовала продвижению к коммунистическому будущему,— также очень важное требование, направляющее идеологическую работу.

XXVI съезд КПСС принял решение о подготовке новой редакции партийной Программы. В нем выражено намерение партии реалистически проанализировать нынешний этап развития и уточнить стратегические ориентиры, которые увязывали бы возросшее богатство нашего опыта с конечными целями коммунистов.

Мощный стимул теоретической мысли партии в работе над новой редакцией Программы был дан на июньском Пленуме. Основные направления, содержательная основа этой работы определены идеями, которые выдвинул и развил в речи на Пленуме Ю. В. Андропов, они одобрены и разделяются всей партией. Подчеркнуто, что Программа КПСС в современных условиях должна быть прежде всего программой планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, а значит, и дальнейшего продвижения к коммунизму. Намечены магистральные пути экономического, социального, политического, духовного прогресса нашего общества. Раскрыты тенденции, определяющие развитие мирового социализма. Принципиальная, взвешенная оценка дана завоеваниям народов в освободительной борьбе против империализма. Выделены главные моменты, характеризующие углубление общего кризиса капитализма. Сформулированы исключительной важности положения, касающиеся главного для судеб человечества вопроса — вопроса сохранения мира. Речь, таким образом, идет об идеях, охватывающих основную проблематику общественного развития и в рамках нашего государства, и в международном масштабе.

В работе над новой редакцией Программы принципиальное значение мы придаем учету реально накопленного опыта. Этот опыт критически осмысливается под таким углом зрения, чтобы не упустить ничего ценного, что в нем есть, но и не поддаться, как говорил Ленин, ««легкому» повторению того, что уже осуждено прошлым». Упор делается на то, чтобы анализ особенностей современного этапа нашего и мирового развития служил основой для смелых теоретических выводов, обогащающих марксизм-ленинизм и дающих надежную научную базу стратегическим решениям партии, ее практической работе в ближайшие годы и в перспективе.

Все это, как мы убеждены, позволит полнокровно отразить в новой редакции Программы жизненную связь времен — настоящего и будущего. Задача поставлена таким образом, чтобы партия получила документ, о котором можно будет сказать ленинскими словами, что это «есть обоснование предпринимаемых действий для уверенности в них».

2

Решения июньского Пленума встретили полную поддержку коммунистов, всех советских людей. В деловой, творческой атмосфере развернулась у нас большая политическая и организаторская работа, охватившая все сферы общественной жизни. Осуществляется широкий комплекс мер, направленных на совершенствование экономической деятельности, перестройку форм и методов управления, превращение народного хозяйства в высокоэффективный, хорошо отлаженный механизм; на ускорение научно-технического прогресса, быстрейшее внедрение его достижений в производство; на реформу общеобразовательной школы и системы профессионально-технического образования, приведение их в соответствие с требованиями времени; на укрепление организованности и порядка во всех звеньях государственной и общественной жизни.

Понятно, что успех многоплановой и сложной работы, которую мы ведем по совершенствованию развитого социализма, будет тем больше, чем лучше осознают массы суть и цели современной политики партии, чем полнее и глубже воспримут ее как свою собственную, отвечающую их кровным интересам. Иными словами, выполнение наших экономических и социальных планов в огромной степени зависит от идеологического обеспечения, от того, как идеология служит решению ключевых задач общественного развития.

Невозможно, к примеру, представить себе перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития без формирования нового типа экономического мышления. Речь идет о мышлении, свойственном рачительному, предприимчивому хозяину, который знает цену времени, ресурсам, деньгам. Это, безусловно, важнейшая сторона дела.

Но предприимчив ведь и капиталист, который стремится смять конкурента, расчетлив банкир, готовый до нитки обобрать кого угодно в погоне за чистоганом, примерно дисциплинирован служащий буржуазной фирмы, постоянно находящийся под угрозой быть вышвырнутым на улицу. Мы же говорим о социалистической предприимчивости, о социалистической расчетливости, о социалистической дисциплине. И говорим это не в угоду «идеологическому штампу», в чем нас то и дело обвиняют. Мы ищем и внедряем в практику такие отвечающие требованию дня формы хозяйственной деятельности, которые позволят повысить эффективность нашей социалистической экономики — планомерно развивающейся на основе демократического централизма, служащей интересам всестороннего развития человека труда, удовлетворению его насущных потребностей и интересов. Здесь очевидно принципиальное отличие целей, содержания и форм хозяйственной деловитости в условиях социализма от капиталистического предпринимательства. Эта деловитость пронизана высокой политической и нравственной ответственностью. Она поднимает личный интерес до уровня общественного, государственного.

Выработке нового типа экономического мышления благоприятствуют коллективные формы организации труда, получившие в последнее время широкое распространение в Советском Союзе. Среди них метод, который у нас называют бригадным. Члены производственного коллектива сами оценивают вклад каждого в общий результат труда. В зависимости от этого определяется заработок. Такая организация труда воспитывает коллективистскую психологию и мораль, бережное отношение к социалистической собственности. Она дисциплинирует могучей силой коллективного воздействия, заботой каждого о всех и всех о каждом.

Велика роль идейно-воспитательной работы в том, что можно было бы назвать доводкой всех общественных отношений до социалистически зрелых форм. Партия последовательно утверждает в сознании советских людей ту истину, что каждый может получить от общества в конечном счете не больше и не меньше того, что дал ему своим трудом. Это и есть наша социалистическая справедливость, не только экономическая, но и нравственная основа распределения и потребления благ при социализме.

Поэтому вполне естественно внимание, которое партия уделяет распределительным отношениям. Нивелировка в оплате неравноценного труда не имеет ничего общего с научным понятием равенства и справедливости при социализме. Она неизбежно ведет к фактическому уравниванию лодыря с добросовестным работником, негативно сказывается на производительности труда, порождает иждивенческие настроения.

Тесно связано с совершенствованием распределительных отношений формирование потребностей и интересов личности. На июньском Пленуме была подчеркнута важность этого направления социальной политики и идейно-воспитательной работы партии. Культура потребления — такая же неотъемлемая часть духовной культуры, как и культура политическая, нравственная, эстетическая. Маркс, говоря о всесторонне развитом человеке как о человеке «с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями», выделял и его способность пользоваться множеством вещей, для чего «он должен быть в высокой степени культурным человеком».

Воспитывать и развивать такую культуру — значит отстаивать коллективистскую, а не индивидуалистическую ориентацию личности. Для социалистического общества неприемлемо состязание с обществом буржуазным на поприще культа денег и вещей, престижного потребления, эгоистического, бездуховного, мещанского существования.

Повышение материального благосостояния советских людей всегда было и остается в центре внимания нашей партии. Нам есть что противопоставить в этой сфере даже самым развитым капиталистическим государствам. О преимуществах социализма говорят объемы и темпы роста экономики, жизненного уровня, затраты на культуру, образование, социальное обеспечение, жилищное строительство и многое другое. Нас никогда не пугали и не могут испугать количественные сравнения с миром капитализма.

Ясно, однако, что в полной мере природа двух противоположных социальных систем раскрывается в том, что каждая из них способна дать для улучшения качественной стороны жизни людей труда, для обеспечения полнокровного человеческого бытия. А такое бытие не сводится только к материальному комфорту. Положение человека труда — подлинного хозяина в своей стране, участника управления делами государства, общества, производства, отсутствие безработицы и вечного страха потерять работу, интернационалистское братство, отношения взаимопомощи и сотрудничества, создание предпосылок для всестороннего развития личности, социальный оптимизм и гуманизм — вот присущие социализму, заложенные в самой его природе черты, принципиально отличающие наше общество от мира эксплуатации и угнетения. Это и есть поистине новое качество жизни, которое обеспечивает человеку социализм.

Убедительность пропаганды наших достижений теснейшим образом связана с ее правдивостью, с утверждением реалистического, свободного от иллюзий и парадности стиля во всей идеологической работе. Откровенный, деловой, конструктивный разговор с массами, глубокое освещение насущных, в том числе острых и трудных, вопросов нашего развития является лучшей пропагандой за социализм. Весомость, значительность социалистических завоеваний и достижений становятся очевиднее тогда, когда есть отчетливое понимание, в какой борьбе, в преодолении каких препятствий и сложностей рождается и утверждается новое.

Ни один шаг по пути совершенствования развитого социализма немыслим без расширения социалистической демократии. И здесь значение идейно-воспитательной работы также исключительно велико. Сознательность, высокий уровень общей и политической культуры масс — необходимая предпосылка плодотворного использования трудящимися всех демократических форм и норм нашей общественной, политической жизни.

Июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС потребовал от партийных организаций, коммунистов, работающих в Советах народных депутатов, профсоюзах и комсомоле, сочетать политическое просвещение масс с их активным вовлечением в управление делами общества и государства, в организацию контроля. Он нацелил партию на максимальное использование испытанных средств и форм социалистической демократии. Тут и упор на гласность в деятельности государственных органов, во всех звеньях общественной жизни, требование регулярной отчетности руководителей перед населением, повышение роли средств массовой информации в привлечении трудящихся к обсуждению и решению злободневных вопросов. Тут и систематическое изучение общественного мнения, внимательное отношение к письмам трудящихся, представляющим собой одну из форм проявления народной инициативы.

После Пленума немало сделано в практическом, в частности законодательном, плане для расширения прав трудящихся в управлении производством, делами общества. Принципиально важным правовым актом стал принятый после всенародного обсуждения Закон о трудовых коллективах. Он предоставил коллективам трудящихся большие полномочия в решении производственных, социальных и воспитательных задач, еще выше поднял их значение в политической системе нашего общества.

Как известно, осознание каждым членом общества своей гражданской ответственности — неотъемлемый элемент политической культуры. У советских людей чувство такой ответственности есть. Об этом говорит и их активное участие в осуществлении мер, направленных на повышение организованности, укрепление порядка, производственной и государственной дисциплины, на устранение недостатков. Трудящиеся нашей страны видят в этом выражение своей воли, необходимую гарантию выполнения планов, дальнейшего упрочения демократических основ всей общественной жизни, надежную преграду на пути тех, кто склонен пренебрегать народными интересами, паразитировать на гуманизме социалистического строя.

Буржуазная пропаганда поспешила объявить, что мы занялись «закручиванием гаек» и даже повели, мол, «наступление на права трудящихся». Говорить так — значит намеренно извращать само существо социалистической демократии, тех наших действий, которые призваны ее укрепить. Да, «гайки», если уж воспользоваться таким выражением, «закручиваются», но только там, где встречаются у нас бесхозяйственность и расхлябанность, бюрократизм и формализм, нарушения социалистического правопорядка или нравственности, кто бы ни был повинен в них — рядовой труженик или руководитель. В борьбе с этими негативными явлениями мы опираемся и на всю строгость наших законов, и на растущую социальную активность трудящихся.

Заботясь о максимальном практическом эффекте идеологической работы, мы придаем огромное значение совершенствованию стиля и методов руководства ею. Июньский Пленум обязал идеологические кадры, партийные комитеты в целом, прежде всего их первых секретарей, постоянно заниматься проблемами идеологии и воспитания, глубоко вникать в содержание идеологических процессов. Влияние партии в массах во многом определяется личными качествами тех, кто это влияние осуществляет, их пониманием своей высокой ответственности. Вот почему Пленум поставил задачу: поднимать уровень идеологической, воспитательной работы в самой партии. Быть коммунистом — значит давать пример большевистской этики и дисциплины. Это ленинское требование КПСС предъявляет к каждому своему члену, считает непременным условием укрепления авторитета самой партии. От того, как каждый коммунист, особенно коммунист-руководитель, собственным трудом, участием в общественной деятельности, поведением в быту, всем своим обликом подтверждает верность принципам коммунистической морали, в большой мере зависит результативность идеологической работы.

Придавая исключительное значение своей деятельности в области формирования взглядов и настроений, советские коммунисты видят ее тесную диалектическую взаимосвязь с практикой совершенствования развитого социализма. «…Говоря об улучшении идеологической работы,— подчеркивает Ю. В. Андропов,— мы имеем перед собой комплексную, многоплановую задачу, решение которой предполагает активные действия на всех направлениях». Это значит, что поле нашей идейно-теоретической и воспитательной деятельности широко, что оно будет расширяться и дальше, что растет и будет расти богатство ее форм и средств. Но это значит также, что необходимой предпосылкой успеха любых самых правильных слов является живая практика социалистического строительства. Мы хорошо понимаем: экономическая и социальная стратегия партии нуждается в идеологическом обеспечении, а сама идеологическая работа по-настоящему действенна лишь тогда, когда опирается на прочный фундамент социально-экономической политики.

3

Внешние условия, прежде всего соотношение классовых сил на международной арене, во многом определяют стратегию и тактику борьбы коммунистов в каждой стране. Это — известная истина. Но сейчас есть по крайней мере три принципиальных обстоятельства, которые, на наш взгляд, заставляют обратить на нее особое внимание.

Первое обстоятельство — следствие почти сорокалетней гонки ядерных вооружений, навязанной миру империализмом. В ядерной войне не может быть победителей, с ее помощью нельзя достичь каких-либо политических целей. Любая попытка пустить в ход ядерное оружие неизбежно выльется в катастрофу, способную поставить под вопрос судьбы самой жизни на Земле.

Вот почему резкое обострение международной обстановки, к которому привела сейчас агрессивная политика империализма, прежде всего США, вызывает большую тревогу: оно приближает человечество к опасной грани. Предотвратить пагубное развитие событий, отвести военную угрозу — задача необычайно сложная, но реально разрешимая. Сложившиеся на международной арене соотношение социально-политических и баланс военных сил подтверждают правильность выводов коммунистов об отсутствии фатальной неизбежности мировой войны, о возможности поддержания и укрепления всеобщего мира на началах мирного сосуществования.

Стало быть, реальности так называемого ядерного века привели к тому, что международные условия приобретают определяющее, приоритетное значение с точки зрения интернациональных интересов коммунистического движения. И думается — с точки зрения интересов борьбы каждой партии за свои программные цели.

Эти соображения, как известно, лежат в основе подхода КПСС к международным делам. Стержнем ленинского внешнеполитического курса нашей партии, преемственность основных направлений которого подтвердили ноябрьский (1982 года) и июньский (1983 года) Пленумы ЦК КПСС, была, есть и останется в обозримом будущем забота о сохранении мира на планете. В этом смысл и всех конкретных инициатив СССР последнего времени, выдвинутого Ю. В. Андроповым широкого комплекса конструктивных предложений, направленных на прекращение гонки ядерных вооружений, на разоружение.

Мы признательны коммунистическим партиям несоциалистической части мира за их работу по разъяснению в своих странах внешнеполитических позиций КПСС, других правящих марксистско-ленинских партий. Это — ощутимая помощь народам социалистических государств, ведущим последовательную борьбу против ядерной войны.

Миф о «советской военной угрозе», о «чрезмерности» мер, предпринимаемых Советским Союзом для укрепления своей обороноспособности, о нашей «неуступчивости» на женевских переговорах — все это, как и разговоры о будто бы равной ответственности «двух сверхдержав» за гонку вооружений, используется буржуазной пропагандой не только против СССР и его социалистических союзников. Антисоветизм стал основным идеологическим оружием империализма в борьбе со всеми, кто выступает против его линии на безудержное наращивание ядерных арсеналов. Именно на платформе антисоветизма сколачивается сейчас военная коалиция крупнейших капиталистических держав. С помощью антисоветизма империализм пытается добиться массовой поддержки своей милитаристской политики, ослабить потенциал коммунистического движения, расколоть и подорвать антивоенные силы в целом. Направляя острие своей агрессивной политики против СССР, социалистического содружества как главного оплота мира, империализм США угрожает безопасности всех народов, стремится подчинить их своему диктату, обеспечить для своих монополий извлечение максимальных прибылей. Поэтому мы рассматриваем отпор антисоветским спекуляциям как одно из важнейших идеологических направлений в борьбе против военной угрозы.

«Разрушает связь с международным социализмом тот, кто стал бы относиться легкомысленно к обороне страны, в которой победил уже пролетариат»,— писал в свое время Ленин. Сегодня такая связь жизненно необходима. Она служит обязательной предпосылкой преодоления антикоммунистических предрассудков и предубеждений в определенной части рабочего движения, среди политических сил и общественных групп, которые, как и коммунисты, выступают в защиту здоровых начал в международных отношениях. Их сплочение во всемирную антивоенную коалицию может стать серьезной преградой на пути к мировой термоядерной войне.

Второе обстоятельство связано с беспрецедентным расширением разнообразия проблем и задач, которые приходится решать коммунистам в различных странах и регионах, что не в последнюю очередь порождается неравномерностью развития мирового революционного процесса. Тем большее, на наш взгляд, значение приобретают коллективные поиски отвечающих моменту форм двустороннего и многостороннего сотрудничества коммунистических партий.

Особого внимания тут заслуживают вопросы, связанные с подходом к различиям во мнениях и разногласиям, возникающим порой в нашем движении. Мы считаем, что они не могут служить оправданием ослабления интернациональных связей. Это было верно всегда. Но сегодня это не просто верно: это одно из непременных условий укрепления политических позиций и каждой партии, и всего нашего движения, а стало быть, и успеха борьбы за сохранение мира. Объективный анализ существа трудностей и расхождений, причин их появления, отыскание путей их преодоления на марксистско-ленинской основе наша партия, как подчеркнул июньский Пленум, считает одной из важнейших своих задач.

Империализм стремится ослабить коммунистическое движение именно как силу интернациональную, цементируемую общностью идеологии, программных целей. Буржуазная пропаганда поучает коммунистов, как им следует строить отношения друг с другом, старается стать этаким арбитром в дискуссиях, которые ведутся в нашем движении, присваивает себе право судить, что в нем «хорошо», а что «плохо». Цель тут ясна — поссорить братские партии, противопоставить, например, коммунистов социалистических стран всем остальным, развести компартии по национальным или региональным «квартирам». Острие атаки направлено против КПСС, которую обвиняют в стремлении «руководить из Москвы» коммунистическим движением.

Наша партия придает огромное значение разъяснению своих позиций по этим вопросам и у себя в стране, и за рубежом. Они хорошо известны: КПСС неукоснительно проводит линию XXVI съезда на укрепление единства коммунистического движения на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. Она ставит перед собой задачу развивать со всеми братскими партиями, как это записано, например, в документе Берлинской конференции коммунистических и рабочих партий Европы, «интернационалистское товарищеское добровольное сотрудничество и солидарность на основе великих идей Маркса, Энгельса и Ленина при строгом соблюдении равноправия и суверенной независимости каждой партии, невмешательства во внутренние дела, уважения свободы выбора различных путей в борьбе за прогрессивные общественные преобразования и за социализм».

Наконец, третье обстоятельство состоит в том, что от исхода борьбы за умы и сердца миллиардов людей на планете, как говорил на июньском Пленуме Ю. В. Андропов, в немалой степени зависит сейчас будущее человечества. В такой постановке вопроса нет и тени преувеличения.

Свое политическое наступление на мир социализма империализм всегда пытался подкреплять идеологическим. Сейчас, однако, мы сталкиваемся с явлением качественно новым. Не только против СССР и его социалистических союзников, но и против антивоенного, рабочего, всего революционного движения ведется настоящая «психологическая война», которая планируется, финансируется и направляется правительствами империалистических стран, координируется в международном масштабе (в частности, в рамках НАТО). Теперь это, как свидетельствует и объявленный полтора года назад президентом США «крестовый поход за свободу»,— составная часть государственной антикоммунистической стратегии империализма.

Он рассматривает свои отношения с миром социализма, с рабочим и демократическим движением сквозь призму конфронтации: и в сфере «чистой политики», и в сфере идеологии империализм в одинаковой степени стремится к безудержному нагнетанию напряженности. Учитывая это, на июньском Пленуме мы рассмотрели комплекс назревших вопросов пропагандистской и контрпропагандистской работы партии, приняли и уже проводим в жизнь ряд конкретных мер, направленных на ее совершенствование и расширение. Пленум обратил внимание на необходимость вести идеологическую борьбу активно, с достоинством, не поддаваясь на провокации.

Последнее соображение хотелось бы подчеркнуть. КПСС не собирается «подыгрывать» буржуазной пропаганде, которая, мягко говоря, неразборчива в средствах, действует нагло и цинично. Мы решительные противники «психологической войны» и не намерены способствовать ее разжиганию. Но не может быть и речи о пассивности в идеологической борьбе, а уж тем более о том, чтобы поступаться принципиальными позициями. Напротив, успех тут могут принести только наступательные, в иных случаях и опережающие действия, исчерпывающая информация, обстоятельная аргументация по всем ключевым вопросам.

Остановлюсь лишь на одном, пожалуй, главном. Империализм пытается дискредитировать путь, пройденный партией Ленина. К слову сказать, это служит косвенным, но весьма красноречивым признанием действительной притягательной силы всей уже более чем восьмидесятилетней практики КПСС. И наш классовый противник, стремясь опорочить советский опыт, прибегает к доводам все более изощренным, взятым порой напрокат у всякого рода оппортунистов в рабочем движении.

Изображают, скажем, реально построенный, существующий в СССР социализм как некую законченную модель, которая-де расходится с представлениями Маркса и Ленина о новом обществе. И в том, что КПСС якобы навязывает всем и вся эту «модель», выдавая ее за обязательный образец, наши противники видят причину проблем и осложнений в других социалистических странах. Прибегают и к такому приему. Силятся представить многообразие путей социалистического строительства, все более отчетливо проявляющееся в практике государств, расположенных на трех континентах, как чуть ли не «ревизию» советского опыта, доказательство его «непригодности». К сожалению, подобного рода пропагандистские выверты производят порой впечатление и в некоторых кругах рабочего движения.

Отношение к взаимному использованию опыта было и остается одним из ключевых звеньев интернационального сотрудничества коммунистов. И буржуазная пропаганда отнюдь не случайно строит политические спекуляции на этой проблеме. Хорошо известно, что Ленин предостерегал от подражания опыту Советской России во всех подробностях, требовал понять своеобразие ее условий, порождавших те или иные решения, и, усвоив не букву, а дух, смысл советского опыта, обдуманно видоизменять его применительно к иной обстановке. Лишь такой подход к прошлой и современной практике КПСС способен помочь любой братской партии обратить себе на пользу наш, говоря ленинскими словами, «дорого купленный опыт».

Да, у нашей партии были и ошибки, и просчеты. От них застрахованы, по выражению Ленина, разве только пошляки, которые кичатся «безошибочностью своего революционного бездействия». Но не ошибки и не просчеты определяют суть богатой и поучительной истории СССР, образования и становления мировой социалистической системы. Эта история — живое воплощение раскрытых марксизмом-ленинизмом основных закономерностей революционного развития. Убедительно подтверждает она и предвидение Ленина, считавшего, что каждая нация придет к социализму своим путем. И действительно, опыт братских стран социализма во многом отличается от советского, для него типично великое разнообразие решений и форм, творческое применение общих принципов социалистического строительства к конкретным условиям. Все это говорит о неиссякаемой силе марксистско-ленинского учения, напоминает о необходимости самого тщательного изучения коммунистами практики друг друга.

На эту сторону дела вновь обратил внимание нашей партии июньский пленум. КПСС считает одной из важнейших своих задач детальное и объективное осмысление опыта социалистического строительства в других странах, требует от коммунистов, работающих в государственных органах, в экономической и идеологической сферах, внедрения в жизнь, разумеется, применительно к советским условиям, всего лучшего, что найдено другими правящими партиями и проверено временем. Это, как мы убеждены, необходимая предпосылка, с одной стороны, более быстрого и эффективного движения нашей страны вперед, а с другой — дальнейшего упрочения сотрудничества КПСС с коммунистами братских стран, дружбы народов социалистических государств.

Вся идеологическая работа КПСС идет сейчас под емким лозунгом: крепить единство слова и дела. Это не что иное, как перевод на язык конкретной, сегодняшней практики ленинского требования о неразрывном единстве идеологической и организаторской работы коммунистов. Такую задачу, мы знаем, нельзя решить раз и навсегда. Ее надо решать постоянно, сообразуясь с меняющимися условиями, заботясь о совершенствовании всего стиля, атмосферы внутрипартийной жизни, своевременно давая обоснованные и реалистические ответы на актуальные вопросы, которые ставит жизнь. Решая эту задачу, партия укрепляет свой авторитет, действует так, как того требует ее роль руководящей политической силы социалистического общества.

 

Обратная связь