Публикации

К. У. Черненко: Из выступления на заседании Президиума Верховного Совета СССР

13 апреля 1984 г.

Опубликовано в книге: Избранные речи и статьи


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

13 апреля 1984 года

Мы, сказал К. У. Черненко, находимся сейчас на ответственном рубеже реализации решений XXVI съезда КПСС, заданий одиннадцатой пятилетки. Набранный в последние годы темп работы важно не только закрепить, но и развить дальше. В решении этой задачи важная роль принадлежит Советам народных депутатов.

Апрельский Пленум ЦК КПСС ясно определил основные направления их развития на современном этапе. Суть его заключается в том, чтобы каждый Совет в полной мере осуществлял свои права и обязанности, действовал активно и результативно, постоянно опирался на массы, вовлекал все большее число людей труда в управление делами общества и государства.

Верховный Совет СССР — неотъемлемая часть всей системы Советов нашей страны и в то же время их высшее звено. Нет никакого сомнения, что после вступления в силу новой Конституции Верховный Совет гораздо последовательнее стал реализовать свои широкие полномочия. Разнообразнее стали вопросы, которые обсуждаются на его сессиях. Выполнена большая законодательная программа. Активизируется контрольная деятельность Верховного Совета, его Президиума и постоянных комиссий.

В то же время Политбюро считает, что следует и дальше идти по линии расширения круга проблем, которые находятся в поле зрения Верховного Совета СССР. С этой целью нужно чаще вносить на рассмотрение его сессий вопросы о состоянии дел в тех или иных отраслях хозяйственного и социально-культурного строительства, о внешней политике, о работе Советов народных депутатов.

Одной из важнейших задач Верховного Совета СССР, сказал К. У. Черненко, является развитие и совершенствование законодательства. За последние годы здесь сделано многое. Принят целый ряд крупных законодательных актов, вытекающих из Конституции СССР. Подходит к завершению работа над Сводом законов.

Но сказать, что в этой области все уже завершено, нельзя. Да и по самой своей сути законодательный процесс требует постоянного совершенствования, предполагает планомерную работу. Важную роль в решении этой задачи должна сыграть разработка плана подготовки законодательных актов на новый пятилетний период (1986—1990 гг.) и до 2000 года включительно.

Опыт показывает, что такое планирование законодательной деятельности в целом нужно теснее увязывать с планированием экономического и социального развития страны.

Исключительно важно, подчеркнул К. У. Черненко, чтобы наши законы четко и точно определяли права и обязанности каждого органа, должностного лица, гражданина, чтобы они не грешили той абстрактностью, которую не раз критиковал Ленин.

Такой подход к созданию законов — одно из необходимых условий повышения ответственности, организованности и дисциплины, имеющих особое значение для совершенствования зрелого социализма. А это, в свою очередь, требует серьезного усиления контроля за реализацией наших планов и решений, за тем, чтобы каждая строчка советских законов неукоснительно выполнялась.

Высший контроль призван быть одной из главных сторон повседневной работы Верховного Совета СССР. В связи с этим на сессиях Верховного Совета и на заседаниях его Президиума надо чаще — и не формально, а по существу — рассматривать отчеты правительства, министерств, ведомств, Комитета народного контроля, Верховного Суда и Генерального Прокурора.

Систематически следует обсуждать на сессиях Верховного Совета депутатские запросы к правительству и другим подотчетным органам.

В активизацию работы Верховного Совета все больший вклад призваны вносить постоянные комиссии. Ведь в период между сессиями они продолжают работу высшего органа власти. Причем комиссии вовсе не должны дублировать отраслевые министер-

  

Заседание Президиума Верховного Совета СССР.

ства и ведомства. Главная сфера их деятельности — «на стыках» отраслей, там, где решаются вопросы комплексного развития нашей экономики, где общегосударственные интересы ограждаются от любых узковедомственных и местнических тенденций.

Еще глубже и конкретнее постоянные комиссии призваны контролировать работу министерств и ведомств. По результатам этого контроля комиссиям можно было бы предоставить право не только оценивать работу органов управления, но и вносить в случаях необходимости соответствующие конкретные предложения.

В последние годы, продолжал К. У. Черненко, Верховный Совет СССР все более активно занимается проблемами внешней политики, оперативно откликается на самые острые вопросы обеспечения безопасности и мирного сотрудничества народов, борьбы против гонки вооружений. Нет сомнения, что узловые моменты международного положения, экономического и культурного сотрудничества с другими странами, развития межпарламентских связей и впредь останутся в центре внимания нашего высшего органа власти, его комиссий по иностранным делам, Парламентской группы СССР.

Следует настойчиво совершенствовать имеющиеся у нас демократические формы работы, наполнять их конкретным политическим содержанием, расширять гласность в деятельности Верховного Совета. В частности, можно было бы шире освещать в печати, по радио и телевидению обсуждение вопросов в постоянных комиссиях, работу депутатов на местах. Причем тон в этом деле должны, конечно, задавать газета «Известия» и журнал «Советы народных депутатов».

Предметом постоянной заботы должно быть реальное повышение роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, усиление их ответственности за решение социальных вопросов и более полное удовлетворение запросов трудящихся. На апрельском Пленуме ЦК КПСС намечены ближайшие и перспективные задачи всех Советов народных депутатов нашей страны. Но, видимо, будет правильно, если Советы на своих ближайших сессиях обсудят итоги апрельского Пленума и выработают конкретные меры по выполнению его решений.

Права Советов широки, нужно только их использовать как следует, искоренять формализм, избавляться от пассивности, занимать во всех делах активные, творческие позиции.

Особенно важно здесь, отметил далее К. У. Черненко, точно знать запросы местного населения, настойчиво воплощать их в жизнь. В наибольшей мере это проявляется в работе Советов по выполнению наказов избирателей. Поэтому надо взять за правило, чтобы наказ, принятый Советом к исполнению, обязательно включался в план, чтобы для выполнения наказов избирателей выделялись определенные материальные ресурсы.

Очень многое должны сделать Советы для того, чтобы хорошо работали бытовые службы, поликлиники и школы, местный транспорт, словом, чтобы советский человек везде чувствовал постоянную заботу народной власти. Вместе с тем работа Советов никогда не ограничивалась только местными делами. Ведь сегодня любые местные дела больше, чем когда-либо, зависят от того, насколько успешно идут у нас дела общегосударственные. Вот почему каждый местный Совет всегда должен быть заботливым проводником общегосударственных интересов, постоянно держать в поле своего зрения выполнение таких общегосударственных программ, как Энергетическая и Продовольственная, производство товаров народного потребления, реформа общеобразовательной и профессиональной школы.

В этой связи во много раз возрастает значение руководства работой всех представительных органов народной власти со стороны Верховного Совета СССР и его Президиума, обобщения опыта Советов, распространения всего лучшего, что есть в этом опыте. Очень хорошо, отметил К. У. Черненко, зарекомендовали себя, в частности, дни депутатов, которые проводятся в ряде республик и областей. В этом отношении необходимо работать гораздо лучше и гораздо инициативнее.

В таких же направлениях должна развиваться и деятельность Верховных Советов союзных и автономных республик. Здесь, как и в работе Верховного Совета СССР, на первом месте должны быть не только вопросы рассмотрения плана и бюджета, совершенствования законодательства, контроля за выполнением государственных решений, но и все более активное руководство деятельностью местных Советов народных депутатов.

В проекте плана работы Верховного Совета СССР на предстоящий период, сказал в заключение К. У. Черненко, достаточно полно отражены вопросы, над которыми должен работать Верховный Совет. Четко выбраны и основные ориентиры этой работы: повышение эффективности народного хозяйства, улучшение его качественных показателей, реализация намеченных XXVI съездом КПСС социальных мероприятий, повышение благосостояния народа, дальнейшее углубление социалистической демократии, укрепление правопорядка. Верховный Совет СССР, как и прежде, будет последовательно и целеустремленно проводить политику мира, обуздания гонки вооружений, взаимовыгодного сотрудничества со всеми народами земли.

 

Обратная связь